Причастие дает нам предвкушение вечной жизни. 2017 г.

Причастие дает нам предвкушение вечной жизни. 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как один богатый юноша подошел к Иисусу и спросил Его: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19. 16). И Господь ответил ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19. 17).

Я хотел бы остановиться на этих словах Спасителя. Что значит «войти в жизнь»? Разве мы уже не вошли в жизнь? Разве мы не получили ее как дар Божий, который нам дан через наших родителей, который мы каждый по-своему используем, за который благодарим Бога и которому радуемся? Но оказывается, что Господь готовит нас еще к одной, другой жизни. И неслучайно Своим ученикам, последователям, к обращающимся к Нему за словом наставления Он говорит о том, что целью человека является жизнь, только не эта земная, временная жизнь, а та, которая будет длиться вечно. И именно к этой жизни Он нас и готовит. Именно на то, чтобы мы в эту жизнь вошли, нацелены все Его наставления и заповеди.

Существует жизнь земная, в которой многое нам понятно и известно, потому что мы живем здесь – кто-то дольше, кто-то меньше. Мы более или менее представляем себе, как эта жизнь устроена, по каким правилам люди здесь живут, и примерно знаем, чего ожидать в будущем.  А вот о той жизни, к которой Господь нас готовит, мы знаем очень мало. Она представляется нам великой тайной. Иногда мы со страхом о ней думаем, потому что слишком много там неизвестного. К тому же еще никто из той жизни не возвращался, чтобы нам рассказать, хорошо там или плохо, что нас там ожидает, к чему мы должны себя готовить.

Но неслучайно Господь Иисус Христос в Своих поучениях и притчах постоянно говорит о Царстве Небесном и о жизни вечной. Во-первых, Он хочет, чтобы мы готовились к ней уже здесь, на земле, а, во-вторых, та жизнь, которую Он нам предлагает, не просто начнется за порогом смерти – мы имеем возможность уже в нашей земной жизни к ней приобщиться.

Мы приобщаемся к вечной жизни через исполнение заповедей Божиих, через молитву, через общение с Богом и в первую очередь – через причащение Святых Христовых Таин. Ибо когда мы причащаемся, Сам Господь входит в наше тело, Его Честная Кровь входит в нашу человеческую кровь, и все наше человеческое естество (не только духовное, душевное, но и физическое) Он обоготворяет Своим живоносным присутствием.

Поэтому мне странно видеть людей, которые приходят на Литургию и не причащаются, как будто Литургия для кого-то другого совершается, а не для нас с вами, как будто обращение священника «Со страхом Божиим и верою приступите…» звучит не для нас, как будто слова Спасителя, которые произносит священник за Литургией: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф. 26. 26-28), относятся не к нам, а к каким-то другим людям. А почему тогда Господь говорит: «Пейте от нее все?» Однажды святитель Филарет Московский, проповедуя в нашем храме после его освящения, обратил внимание на эти слова. И он подчеркнул, что сказанное относится ко всем без исключения, в том числе и к младенцам. Господь хочет, чтобы все люди приобщались Его Святого Тела и Его Честной Крови, потому что именно это причастие дает нам предвкушение жизни вечной уже здесь, на земле. Именно причащение Святых Христовых Таин соединяет нас с Богом духовно и телесно.

Мы сегодня вознесли молитву о том, чтобы Господь благословил детей, которые через несколько дней пойдут учиться в школы, вразумил их, научил Своему закону, Своей премудрости. А от нас с вами, взрослых, зависит, как они будут проходить путь обучения не только установлениям человеческим, но и закону Божию. Вот почему важно, чтобы дети не только посещали светские учебные заведения, но и ходили в воскресные школы, чтобы они узнавали, что говорит Господь, чему Церковь учит, и главное –  для чего они жить-то будут, что это за вечная жизнь, к которой Бог нас готовит.

Если кто-то об этом не ведает или знает плохо, если он мало верит в вечную жизнь, ему и в сей жизни тяжело, потому что много случается несправедливого, неожиданного, много того, с чем человек не может или не хочет смириться. Но когда мы живем в присутствии Божием, когда мы ощущаем присутствие вечной жизни в нашей жизни земной, тогда и сия превременная жизнь  приобретает иной смысл, а все, что может показаться случайным или неправильным, выстраивается в путь к Богу, по которому Сам Господь нас ведет. Тогда каждое событие нашей жизни обретает свой смысл, и мы чувствуем присутствие в ней Бога.

Мы готовимся к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который еще раз приоткроет нам завесу перед вечной жизнью и перед Царствием Небесным. Мы прославляем кончину Пресвятой Богородицы и называем ее не смертью, а Успением, потому что телом Своим Она уснула, а душа Ее была принята Господом. Мы видим на иконах праздника Божию Матерь  распростертой на ложе и Господа Иисуса Христа, Который принимает Ее душу, изображенную в виде младенца.

Жизнь человеческая начинается с рождения и младенчества. Но она идет к тому, что человек снова становится младенцем и снова должен родиться. В чем-то старение симметрично возрастанию, только если родившийся ребенок сначала не говорит совсем, а только кричит или пищит, потом начинает что-то говорить, но родители еще не могут разобрать его слова, а с течением времени учится говорить членораздельно, то очень часто, когда человек стареет или болеет, все происходит наоборот: сначала он говорит внятно, позже его все сложней понимать, а потом он уходит из этого мира так же, как в него пришел. Но этот уход из мира не является смертью – это рождение в новую жизнь, и именно к ней Господь готовит нас всем тем, что Он нам оставил: не только Своими заповедями, но и жизнью Церкви, через которую мы приобщаемся к новой жизни и готовимся к рождению в вечность.

Будем просить Господа, чтобы Он помогал нам всегда помнить о присутствии Царства Небесного здесь, на земле, о присутствии жизни вечной в жизни временной. Будем просить Его о том, чтобы Он каждому из нас даровал кончину непостыдную и мирную, такую, какой была кончина Пресвятой Богородицы, и чтобы успение, которое ожидает каждого из нас, стало для нас рождением в новую жизнь, в жизнь вечную. Аминь.

Наверх