Божественная благодать – та духовная сила, что поддерживает нас в жизни. 2017 г.

Божественная благодать – та духовная сила, что поддерживает нас в жизни. 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой апостол Павел напоминает нам сегодня о том, что каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4.7), и далее перечисляет различные служения, которые существовали в его время в Церкви. Он говорит, что одних Бог поставил апостолами, других – пророками, третьих – благовестниками; одним дал одни дарования, другим – иные, а все это для того, чтобы все мы вместе выросли в полную меру возраста Христова.

Святой апостол говорит о Церкви как о едином теле Христовом, и о каждом из членов Церкви как о члене тела Христова. Он говорит о том, что у каждого свое призвание и каждому от Бога дается благодать по мере дара Христова. Что такое благодать Божия? Слово «благодать» означает «дар» – это дар, который Бог дает человеку не за какие-то заслуги, а для того, чтобы он этот дар принял, усвоил, поблагодарил Господа и в своей жизни принес добрые плоды.

В Евангелии от Иоанна сказано: «Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1.17). Закон Моисеев содержал в себе разного рода нравственные и культовые предписания, учил людей добродетельной жизни — избирать путь добра и избегать пути зла. Но благодать Божия спасительная, которая явилась всем человекам, как говорит, опять же, апостол Павел, пришла в мир тогда, когда Бог стал человеком, когда Он воплотился и жил среди людей. Сию Божественную благодать Спаситель принес в наш человеческий мир, чтобы разделить ее с нами и даровать ее нам.

Именно Божественная благодать – та духовная сила, что поддерживает нас в жизни, укрепляет в нас веру, помогает не унывать, когда на нашу долю выпадают испытания. Божественная благодать просвещает наш разум, ум и сердце, и, как говорится в чине рукоположения в дьякона, священника и епископа, немощная врачует и оскудевающая восполняет. Все то, чего нам как людям не хватает, восполняет благодать Божия. Господь ожидает от нас, чтобы мы жили по Его заповедям, старались исполнять Его волю, а все то, что мы своими силами сделать не сможем, восполнит Божественная благодать.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как начиналось это царство благодати на земле, как проповедовал  Иоанн Предтеча — последний из пророков и первый из апостолов – тот, кому было суждено уготовать путь Господень, прямыми сделать стези Ему (Мф. 3.3). Как затем Господь Иисус Христос, приняв от него крещение, вышел на проповедь с теми же словами, которыми проповедовал Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3.2).

Слова эти и были сигналом к тому, что настало новое время, началась новая эра – эра благодати Божией. И если раньше люди должны были трудиться для выполнения заповедей Божиих и с надеждой ожидать пришествия Мессии, обетованного Спасителя, то теперь Мессия пришел и возвестил наступление сего царства благодати. Иоанн Креститель предсказывал, что оно наступит, он говорил, что оно приблизилось, но те же слова в устах Господа приобрели совершенно иной смысл, ибо Он — Тот, Кто принес это Царство Божие на землю и даровал людям благодать, столь необходимую для спасения.

Взаимоотношения между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом – одна из тем евангельского благовестия, которая вызывает много вопросов и покрыта тайной. Для чего Господу Иисусу Христу понадобилось прийти на Иордан и принять крещение от Иоанна? Почему Он приходил к нему не один раз, а как минимум три или четыре раза? Если сравнить повествование о Его Крещении, которое содержится у евангелистов Матфея, Марка и Луки, с текстом евангелиста Иоанна, где говорится, что Спаситель не раз приходил к Иоанну Крестителю, то возникает вопрос: зачем нужно было Воплотившемуся Богу приходить к Иоанну? Неужели Он приходил послушать слова этого Пророка и поучиться от него? Да. Мы знаем, что Господь Иисус Христос до Своего общественного служения, как сказано в Евангелии, пребывал в повиновении у родителей (Лк. 2.51). Мы знаем, что, будучи отроком, Он со вниманием слушал мудрецов в Иерусалимском храме, и до Его выхода на проповедь никто не знал о Нем как о пришедшем Мессии и Сыне Божием. Как человек Иисус Христос рос и развивался естественным путем как все люди, и эти годы были для Него временем созревания и учения.

Удивительную тайну раскрывает нам Евангелие – тайну Богочеловека Христа. Эта тайна заключается в том, что Господь Иисус Христос был истинным человеком и истинным Богом одновременно, и это значит, что как Бог Он знал все, но как человек Он должен был прожить человеческую жизнь и учиться – как дети учатся у своих родителей, как младшие учатся у старших. И к Иоанну Крестителю Он приходил, с одной стороны, для того, чтобы исполнить волю Божию, но с другой стороны, чтобы послушать слова этого пророка и мудреца. И Свою проповедь Христос начал не Своими словами, а  фразой, которую услышал от Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Евангелие раскрывает нам Господа Иисуса Христа совершенно особым образом — если мы будем внимательно вчитываться в евангельские строки и вдумываться в то, что рассказали нам евангелисты о Сыне Божием. Из евангельской истории, которая проходит перед нашим духовным взором в течение всего литургического года, через все праздники, мы познаем, что явилась благодать Божия, спасительная для всех людей — явилась в лице Господа Иисуса Христа, Который пришел, чтобы нас спасти, открыть нам духовные очи и указать путь в Царствие Небесное.

Будем всякий раз, когда приходим в храм Божий и слышим апостольские и евангельские чтения, вслушиваться, вчитываться и вдумываться в эти Божественные слова, ибо они раскрывают нам многие тайны, открывают всё, что нам необходимо на пути к спасению и дают нам ту Божественную благодать, которую Господь Иисус Христос принес на нашу землю. Аминь.

Наверх