Мир. Проповедь в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы. Январь 1945г.

Мир. Проповедь в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы. Январь 1945г.

“Мир всем”.

Вы слышите и за нашим вечерним богослужением, и за литургией этот неоднократно обращаемый к вам возглас святой Церкви, который сопровождается благословением служащего священника или архиерея.

Какого мира желает вам святая Церковь? Какой мир низводит она в души ваши в этом благословении?

Того самого мира желает она вам, о котором в рождественскую ночь пели на небе ангелы, явившиеся изумленным пастухам: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (Лк.2:14). Того мира, который завещал Господь наш Иисус Христос Своим ученикам, в беседе после Тайной вечери, накануне Своей смерти: “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам” (Ин.14:27). Тот мир низводит она в ваши сердца, с пожеланиями которого Воскресший Христос обратился к апостолам и в первый день Своего воскресения в отсутствие апостола Фомы, и в восьмой” когда со всеми апостолами находился и Фома: “Мир вам” (Ин.20:19).

Где же он, этот мир, оставленный Господом на земле, если царства восстают на царства, народы на народы” если землетрясения, ураганы, моры — обычные явления на земле, а всякие страдания, беды и болезни в личной жизни каждого из нас, как дикие звери, обступают нас отовсюду, готовые в любую минуту вонзить в нас свои звериные клыки? Где же этот завещанный Господом, врученный Им людям мир?

Представим себе самую страшную бурю в открытом океане. Волны, набегая одна на другую, подымаются такой стеной, что закрывают собой весь видимый глазом горизонт. Шум, грохот от разбушевавшейся водной стихии ужасен. И кажется, что вся водная масса, до самого дна океана, пришла в движение и содрогается в этом урагане. Но это… только кажется! В действительности же, в состояние такого страшного волнения приходят только поверхностные слои океана, а на небольшой сравнительно глубине уже начинается царство постоянного покоя и тишины, куда никогда не достигает вой и трепетание такой бури.

Или вот другой образ. В узкой щели дупла старого дерева притаилось птичье гнездо. В гнезде сейчас птенцы; Над этим лесом проносится стихийный ураган: гнёт деревья, разливается крупным дождем, грохочет и сотрясает землю. А птенцам, спрятавшимся под теплыми материнскими крыльями, и буря нипочем! Они не ощущают ее непокойно дремлют в своем уютном, мягком и согретом теплом матери гнездышке.

И мир, принесенный Господом Иисусом Христом на землю, не на ней живет. Господь предсказал земле и эти войны народа против народа, царства с царством (Мф.24:7), и эти неизбежные в земной жизни каждого человека скорби: “в мире будете иметь скорбь” (Ин.16:33). Но Он же и сказал нам: “царство Мое не от мира сего” (Ин.18:36) и еще: “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк.17:21).

Мир Христов — это одно из свойств царства Божия и живет он там, где пребывает и царство Божие: внутри нас, в нашем сердце, в каждой истинно христианской душе.

Мир, данный Спасителем человечеству, — это прежде всего мир с Богом, мир преданной Господу и любящей Его души. Он живет в том сердце, в котором нет ропота на Бога, которое все, что случается в жизни, принимает как от руки БОЖИЕЙ, с полным доверием, с всецелым сыновним послушанием, как волю своего Небесного Отца. “Твори со мною, Господи, волю Твою” — это голос чистого сердца. Этот мир достояние той души, которая напоена благодарной любовью к своему Господу за все бесчисленные благодеяния Божий, которой совершенно чужда сухая, тем более черная, преступная неблагодарность своему Богу, подобная Иудиной. Этого мира не будет в душе, когда человек, впадая в грехи, хочет уверить себя, что, если эти грехи скрыты от людей. сокрыты они и от всеведения Божия, или когда, отдаваясь греху с легкой душой, он убаюкивает совесть тем, что Господь, по милосердию Своему, даже и без раскаяния во грехе все простит и ни за что не осудит. Иначе — когда человек хочет обмануть себя и своего Господа. Мир насыщает только душу, до дна открытую перед всевидящим Оком, чистую и нелукавую. С таким святым миром в душе умирал св. Симеон Богоприимец: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”.

Мир Божий — это мир со своею совестью. О, мы знаем со священных страниц библии еще о первом на земле убийце Каине, который после своего преступления — убийства брата Авеля — не находил себе места на земле, скитаясь до самой смерти. ”Нечестивым нет мира”, ‑ говорит Господь (Ис.48:22). Знаем мы из житий святых о таких же муках совести у бывших тяжкими грешниками: Марии Египетской — блудницы, Варвара — разбойника, Вонифатия — павшего во многих грехах, которые также сгорали в огне этой обличающей совести, но нашли у ног Божиих прощение, полное утоление своих страданий, вечный мир и покой в своей последующей святой жизни.

Мир Христов — это мир христианской души в отношении ближних своих. Он является сокровищем того, кто не держит против ближнего своего камня за пазухой, кто не носит в себе ни жажды личной мести или личной ненависти, ни памяти о причиненных ему обидах; в чьем сердце не живет дух осуждения, зависти, ревности, превозношения. Братская любовь и открытое перед ближними своими сердце — источник внутреннего мира и радости глубокой. “Кроткие насладятся множеством мира” (Пс.33:11), говорит слово Божие.

Христианину ясно, как нам приобретать такой мир.

Ведь Бог наш есть “Бог мира” (1Кор.14:33). Ведь плоды Духа — любовь, радость, мир” (Гал.6:22). Где Христос, источник мира, — там и мир. Где Дух Святый, — там и плод Его пребывания — мир. Стремиться приобрести этот мир — это значит стремиться к тому. чтобы Господь вселился в сердце и жил в нем согласно Своему обещанию (Ин.14:23); это значит сердце свое сделать храмом живущего в нас Святого Духа (1Кор.6:19) и, бережно охраняя в себе это бесценное сокровище, наслаждаться плодами обитания в нас Духа Божия — радостью и миром. Это значит — отдать свои силы духовные исполнению заповедей Божиих, и прежде всего — любви и изгнанию греха из своего сердца!

И святая Церковь, обращаясь к вам со словами “мир всем”, и желает вам этого мира, и вместе с благословением пастырским или архиерейским этот мир ниспосылает в открытые перед нею верующие сердца; а вы наклоняете при этом головы свои в знак принятия в себя этого благословения Божия.

Будем стремиться к этому миру всей своей душой. Будем искать его своей верой, своим полным послушанием Божьей воле, своей любовью к Небесному Отцу, своим покаянием в вольных и невольных грехопадениях своих, своею молитвою, своими добрыми делами и чистым сердцем в отношении своих ближних.

В этом мире — источник силы духа и опора во всех жизненных бурях, невзгодах и болезнях. Над головами нашими проносятся страшные бури житейские, а если в сердце Христос, то с Ним и мир и вместе с миром в сердце всегда свет, и тепло, и покой.

Да будет же во всех вас этот мир Христов!

Мир всем!

Наверх