МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ). Православная энциклопедия

(Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1.10.1835, с. Шапкино Ковровского у. Владимирской губ.- 16.02. 1926, с. Котельники Московского у. и губ.), свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая. Род. в очень бедной многодетной семье причетника храма Рождества Пресв. Богородицы Владимирской епархии Андрея Парвицкого. В святом крещении был наречен Михаилом. Рос слабым, болезненным ребенком. С первых лет жизни бо́льшую часть времени проводил в храме, помогая отцу. В 1843 г. ввиду крайней бедности семья оставила родные места и отправилась в Сибирь - в Тобольск, где отец надеялся получить диаконское место. Михаил поступил в Тобольскую ДС, там получил фамилию Невский. Его отец, прослужив в Тобольской епархии неделю и не получив желаемого места, переехал с семьей на Алтай, в с. Верх-Ануйское Бийского окр. Томской губ. Там положение семьи причетника улучшилось.
В 1854 г. М. А. Невский окончил Тобольскую ДС со степенью студента, 2-м по разрядному списку, что давало ему право на поступление в духовную академию. Однако он желал посвятить жизнь миссионерству среди непросвещенных народов. Вначале, под впечатлением сообщений об апостольских трудах архиеп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова; впосл. митрополит Московский и Коломенский), он собирался участвовать в просвещении алеутов и др. племен Сев. Америки, но после беседы с одним из своих родственников решил избрать миссионерское служение среди коренных народов Алтая (в то время там проживали неск. тюркоязычных племен со своими языками и обычаями, обобщенно именовавшихся алтайскими «татарами» или «калмыками»; только в ХХ в., во многом благодаря деятельности Алтайской духовной миссии (АДМ), произошла консолидация алтайских этнических групп в единую народность).

Получив по окончании семинарии родительское благословение, 22 февр. 1855 г. М. А. Невский поступил на службу в АДМ в должности учителя и сотрудника миссионера. Преемник основателя Миссии архим. Макария (Глухарёва; 1792-1847) прот. Стефан Ландышев, начальник АДМ, принимая Невского, пророчески сказал: «Ну, и будь ты вторым Макарием, золото мое, Михаил Андреевич» (Макарова-Мирская. 19972. С. 12). В самом начале миссионерского служения М. А. Невскому было явление во сне первоапостола алтайцев архим. Макария (Глухарёва), о чем он сам сообщал в письме к орловскому прот. Илье Ливанскому: «Я, грешный, в первый или второй год по поступлении в Миссию, много был утешен и ободрен явлением его во сне. Я видел его явившимся мне в алтаре, когда оттуда был услышан шум в самом храме. Указывая на этот беспорядок как на последствие нерадения тех, к-рым поручена улалинская паства, он сказал мне: «Ты здесь после меня обучайся». Считаю эти слова пророческими» (Ливанский. 1913. С. 11-12).

В 1855-1856 гг. М. А. Невский служил в с. Улала Бийского окр. (ныне г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) псаломщиком в местной церкви и учителем в Улалинской миссионерской школе. Под рук. опытнейшего алтайца-переводчика М. В. Чевалкова (впосл. протоиерей) овладел алтайским языком (телеутским наречием). Обучал детей алтайцев церковному пению, читал им Жития святых, вел духовные беседы с новокрещеными, занимался с ними ежедневным чтением и толковал им духовно-нравственные книги. 25 янв. 1857 г. стал рясофорным послушником и был послан начальником миссии прот. С. Ландышевым на испытание в Чулышманский миссионерский стан на Телецком оз., где в дальнейшем намечалось устройство монашеской обители. По окончании испытательного срока продолжил работу в Улалинской миссионерской школе. Помимо преподавательской деятельности исполнял обязанности катехизатора. Сопровождал священников-миссионеров (в т. ч. свящ. Василия Вербицкого) в поездках по отдаленным селениям алтайцев и шорцев, иногда до приезда священника посещал новокрещеных, чтобы подготовить их к причастию.

16 марта 1861 г. по ходатайству Томского и Енисейского еп. Порфирия (Соколовского) пострижен в монашество с именем Макарий в честь прп. Макария Великого и в память основателя Алтайской миссии архим. Макария (Глухарёва). 17 марта рукоположен еп. Порфирием во диакона, 19 марта - во иерея. М. получил назначение в Чемальский стан Бийского окр. За 2 года им было обращено в Православие ок. 50 алтайцев, кочевавших у Чемала. Для утверждения новокрещеных в правосл. вере М. пришлось временно переселиться в с. Чопош (ныне Чепош), затем он вернулся в Чемальский стан. Особой заботой М. были дети. Духовно-нравственное воспитание и обучение новокрещеных алтайцев и их детей М. считал важнейшей задачей миссионерского служения. Он сам учил детей грамоте, молитвам и церковному пению. По воспоминаниям одного из алтайцев, «когда о. Макарий был у нас миссионером, он в вечернюю пору всегда приходил в нашу юрту со своими научениями. Ребят у нас было много, бывало, он придет в юрту нашу, нас всех посадит к огоньку и начнет с нами занятия. Почитает, заставит петь молитвы. Попоем, станет опять учить, как надо крестное знамение творить, как поклоны класть. То опять станет рассказывать, чисты ли рученьки у детишек, все ли опрятно в юрте. Часто он бывал: на неделе раза два-три обязательно приедет…» (Павлин Алтайский. Вечерняя пора (из миссионерской жизни митр. Макария) // Правосл. благовестник. 1915. № 9. С. 241). Миссионерское служение алтайского благовестника не ограничивалось духовно-просветительной деятельностью и совершением богослужений. Помогая новокрещеным алтайцам в переходе к оседлому образу жизни, М. учил их пахать землю, сеять хлеб, строить избы. Он постоянно проявлял заботу о здоровье своих пасомых, лечил больных, видя в медицине одно из средств «завоевания сердец и расположения инородцев».
Первые 7 лет служения миссионера в АДМ были одним из самых трудных периодов его пребывания на Алтае. Позже М. не раз говорил о трудностях, к-рые сопровождали его благовестническое служение алтайскому народу: «Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего - ряд скорбей, болезней и трудов. Мы не говорим уже о трудностях миссионерских путешествий, которые доводится совершать редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке под дождем, иногда в снежную метель. Все это - болезни и труды для тела. Но есть страдания бо́льшие - страдания души. Миссионер - страдалец: он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую он попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки. Затем он страдает за юную паству свою» (Макарий (Невский), свт. Архимандрит Макарий (Глухарёв) в отношении к основанной им Алтайской миссии: Речь... 16 марта 1908 г. // Полн. собр. проповеднических трудов. 1910. С. 502-503).

Важнейшей стороной миссионерского служения М. была его переводческая деятельность. Приступив к служению в миссии, он, хорошо освоив алтайский язык, эту «азбуку миссионерства», серьезно занялся переводами. С самого начала М. и его сподвижник Чевалков заложили принципы, к-рым они неуклонно следовали в дальнейшем: «перевод на одно из алтайских наречий (телеутское), но с выбором таких слов и оборотов, которые делали бы переводимое понятным алтайцам, говорящим и на других наречиях; изучение духа и конструкции алтайского языка, его внутреннего и внешнего склада, чтобы перевод воспроизводил в уме инородца те же мысли и чувства и в том же порядке и направлении, в каком русский текст воспроизводит в уме русского; свободное творчество в создании новых слов и в установлении христианской терминологии на алтайском языке, понятном инородцам, и в то же время нисколько не напоминающей им прежних образов языческой веры» (Царю Небесному и земному верный. 1996. С. 251). М. обдуманно и тщательно работал над переводами. Для того «чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдаленные захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, приходил к принятию и употреблению известного термина» (Там же. С. 251-252). М. писал, что «в течение зимы 1860 года переведено нами: 1) «О вере и жизни христианской» св. Геннадия, Патриарха Константинопольского; 2) Краткая Священная история Нового Завета; 3) сделан опыт перевода Литургии на татарское наречие; 4) переведено несколько молитв и псалмов. Составлены вновь: 1) Огласительные поучения для приемлющих святое Крещение более пространные, чем прежде составленные о. архим. Макарием; 2) Катехизические поучения на 10 заповедей» (Записки Алтайского миссионера. 1862. С. 262, 264).

В 1864 г. М. посетил С.-Петербург, чтобы подготовить к изданию переведенные на алтайский язык богослужебные книги и составленные им для алтайцев огласительные поучения. В петербургской Синодальной типографии были изданы на алтайском языке книги: «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1864), «Беседы готовящемуся к Святому Крещению: об истинном Боге и истинной вере» (1865; 2-е изд., испр. и доп., напечатано в Томске в 1892), Евангелия воскресные (утренние), на двунадесятые праздники и Страстную седмицу (1865), последование Часов (1865), Исповедь (1865). Во время поездки в С.-Петербург М. познакомился с лингвистом-тюркологом, переводчиком, членом-корреспондентом Императорской АН Н. И. Ильминским. С этого времени началось их тесное сотрудничество, продолжавшееся четверть века.

14 нояб. 1864 г. М. был утвержден настоятелем монашеской общины, учрежденной при Чулышманском стане (в 1879 преобразована в Чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мужской монастырь). Сразу же по прибытии на место в отдаленном урочище Карагай у устья р. Чулышман он взялся за устроение новой обители. На ее территории был сооружен небольшой храм. Однако первые насельники появились в мон-ре лишь в 1866 г. В 1867-1868 гг. М. вновь побывал в С.-Петербурге в связи с публикацией подготовленных им книг для Алтайской миссии. Его трудами были изданы на алтайском языке: «Евангелия воскресныя, на Литургии чтомыя, на наречии алтайских калмыков» (1868), «Избранные места из Евангелия, Литургия св. Иоанна Златоустого» (2-е изд. напечатано в 1887 г.), «Чинопоследование Святого Крещения». В 1868 г. в С.-Петербурге была напечатана 1-я алтайская азбука («Букварь для обучения детей крещеных алтайских инородцев церковному и гражданскому чтению»), подготовленная М. совместно с Чевалковым. В ЦГИА СПб. сохранилась рукопись (Ф. 834. Рукописи Синода. Оп. 4. № 1057. 59 л.), с которой была напечатана первая алтайская азбука. Текст «Букваря...» написан рукой М. (установлено по почерку). В июле 1868 г. был направлен в Казань для участия в доработке и подготовке к печати краткой грамматики алтайского языка, составленной прот. В. Вербицким. Доработка была поручена Синодом Ильминскому, а тот пригласил для этой цели М., который, по мнению профессора, в совершенстве владел алтайским языком. Под научным рук. Ильминского работа велась в течение 1868-1869 гг. Грамматика алтайского языка, снабженная русско-алтайским и алтайско-русским словарями, была напечатана в 1869 г. в типографии Казанского ун-та. Этот труд положил начало изданию других переводов алтайских миссионеров и научных грамматик тюркских языков народов России в целом.

Не менее важным направлением миссионерского служения М. являлись труды в сфере образования. Еще во время своих первых поездок в С.-Петербург он обратил внимание на деятельность в Казани миссионерских татарских («инородческих») школ. Приехав в Казань в июле 1868 г., он занялся изучением школьного дела по системе Ильминского и принял активное участие в ее развитии. Так, будучи знатоком церковного пения, М. создал практику хорового исполнения детьми молитв и песнопений на родном языке. Также он переложил на ноты по цифирной системе церковные песнопения, что оказалось очень удобным для детей, и обучил регентскому делу одного из воспитанников школы. В Великий пост и на Пасху 1869 г. он впервые совершал богослужения на татар. языке и обучил новопоставленного инородческого свящ. Василия Тимофеева ведению службы на татар. и рус. языках, положив, т. о., в Казанской епархии начало богослужениям на татар. языке. За заслуги в деле просвещения Совет Гурия Казанского святителя братства избрал его своим пожизненным членом. Пробыв в Казани полтора года, М. к моменту своего отъезда в дек. 1869 г. подготовил подробный план организации инородческого школьного дела, к-рый стал успешно внедрять в АДМ. В с. Чопош он открыл уч-ще на 70 чел. с общежитием по типу школ проф. Ильминского для крещеных татар. Впосл. уч-ще готовило учителей из крещеных алтайцев, кроме того, сами ученики стали посещать окрестные селения для чтения местным жителям назидательной лит-ры, проведения с ними бесед и совместного пения молитв.

29 дек. 1871 г. по представлению Казанского и Свияжского архиеп. Антония (Амфитеатрова) М. был возведен в сан игумена. 13 марта 1875 г. он был назначен помощником начальника АДМ архим. Владимира (Петрова; с 1880 епископ Бийский). По свидетельству историка Алтайской миссии И. И. Ястребова, «их трудами создана та всесторонняя система просветительного воздействия на инородцев, которой следует подражать и другим нашим миссиям» (Царю Небесному и земному верный… 1996. С. 253). На М. были возложены обязанности ежегодно инспектировать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела в миссии. Кроме того, он стал заведующим центральным Улалинским миссионерским уч-щем. При М. уч-ще пополнилось учениками, к-рые позже стали первыми на Алтае катехизаторами из инородцев. Наиболее способных старших учеников М. привлекал к переводческому делу. Результатом этой работы стало появление б-ки христианской лит-ры на алтайском языке, как переводной, так и оригинальной, печатной и рукописной. В 1875 г. М. перевел и издал на алтайском языке «Учебный Часослов», «Правило для готовящихся к Святому Причастию», «Требник с дополнениями». В 1878 г. в Томске было напечатано Евангелие от Матфея на алтайском языке, а в следующем году - «Воскресное всенощное бдение» на алтайском языке с параллельным церковнославянским текстом. В 1879 г. в Казани Православным Миссионерским обществом тиражом 1200 экз. была издана Священная история Ветхого и Нового Заветов, переложенная с татарского на алтайский язык воспитанниками Улалинского уч-ща. Развитие АДМ потребовало создания собственной издательской базы. Еще в 1876 г. в ответ на ходатайство М. миссия получила разрешение на устройство типографии. Также была образована комиссия по рассмотрению предназначенных к изданию рукописей на алтайском языке, ее председателем стал начальник АДМ архим. Владимир, а М.- одним из цензоров. С кон. 80-х гг. XIX в. книги на алтайском языке начали печатать в Томске и Бийске. Будучи еще помощником начальника Миссии, М. поддерживал связь с афонскими монахами. Об этом сохранились сведения в записках прот. Александра Сулоцкого. 29 июня 1883 г. М. был возведен в сан архимандрита, а 29 дек. того же года в связи с назначением Бийского еп. Владимира (Петрова) правящим Томским архиереем и освобождением его от руководства АДМ был назначен ее начальником. К этому времени он имел уже почти 30-летний опыт миссионерской деятельности.
12 февр. 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с сохранением должности начальника АДМ; хиротонию возглавил Томский еп. Владимир. Под руководством М. Миссия достигла расцвета: за 7 лет (с кон. 1883 до кон. 1890) число крещеных жителей Алтая увеличилось с 10 тыс. до 22,8 тыс. чел., были устроены 57 новых селений для новокрещеных, построены 6 новых церквей. Особым вкладом М. в дело просвещения народов Алтая стала организация системы школьного образования. Так, если к 1883 г. на территории миссии действовало 20 миссионерских школ (центральное Улалинское уч-ще и 19 школ грамоты), в к-рых обучались 529 детей, то к кон. 1890 г. в 33 миссионерских школах (одно- и 2-классные церковноприходские школы, 2-классные школы и более 10 школ грамоты) обучались ок. 1 тыс. чел. Для подготовки сотрудников из числа коренных жителей Алтая требовалось учреждение миссионерского уч-ща по типу средних учебных заведений. В этих целях в 1883-1884 гг. Улалинское уч-ще было переведено в Бийск и преобразовано в миссионерское катехизаторское уч-ще, которое стало готовить для миссии псаломщиков, катехизаторов, учителей, переводчиков. В нем обучались как алтайцы, так и представители др. тюркских племен Сибири, казахи, а в дальнейшем и остяки (селькупы) из Нарымского края. Лучшие из воспитанников удостаивались священного сана. В 1890 г. Бийское уч-ще получило «правительственное утверждение своего существования и Высочайшее дарование прав для его служащих и учащихся» (Томские ЕВ. 1891. № 7. Отд. неофиц. С. 14). М. уделял уч-щу много внимания, лично вникал в малейшие подробности училищной жизни.

Будучи призванным на архиерейское служение, М. продолжал переводческую деятельность. В 1885 г. в Томске были напечатаны его «Беседы к язычникам», к-рые активно использовались теми, кто посещали алтайские селения с целью оспопрививания и благовестия. В 1889 г. в Бийске вышла составленная М. 1-я алтайская нотная книга «Пение на Всенощном бдении и Литургии на алтайском языке, переложенном на цифирные ноты». В Бийске также были опубликованы подготовленные М. «Литургия св. Иоанна Златоустого» на церковнославянском и алтайском языках (2-е изд., 1887), «Акафист св. великомученику и целителю Пантелеимону» (1889), «Правило для готовящихся к святому причащению» (1891), «Требник, переведенный на алтайский язык полностью» (1890), новый полный перевод Часослова (1896), автобиографический труд прот. Чевалкова «Памятное завещание» (1894-1895). Также М. перевел и издал 2 литургии - на алтайском (телеутском) и шорском языках. В 1899 г. под ред. М. был издан Служебник, содержащий последования вечерни, утрени и тексты литургии на алтайском и церковнослав. языках.

Большое значение М. придавал благотворительной деятельности. Благотворительными учреждениями на Алтае являлись пансион при Бийском училище, Чемальский детский приют в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», Улалинские больница и аптека. Одним из важных начинаний М. на Бийской кафедре стала организация приходских попечительств для оказания помощи нуждающимся жителям Алтая. Первое такое попечительство было открыто в Улалинском отделении Миссии. С 1890 г. практика устройства приходских попечительств стала распространяться и на др. отд-ния миссии и приходы Бийской епархии. В 1884 г. по поручению Томского еп. Владимира М. учредил в Бийске Братство св. Димитрия Ростовского для возвращения в правосл. Церковь старообрядцев. Во время миссионерских путешествий М. неоднократно посещал поселения старообрядцев, проводил с ними беседы. В поездках Бийский архиерей обличал ссыльных революционеров, которые, по его мнению, оказывали разлагающее влияние на коренных жителей Алтая. Это вызывало ненависть к нему врагов Церкви. 22 мая 1886 г. был подожжен архиерейский дом в Бийске. Сгорели ценная б-ка и архив миссии, а также здание катехизаторского уч-ща. Чудом избежавшему гибели М. удалось спасти от огня только напрестольный крест, антиминс, Евангелие и потир из домового Казанского храма. К 1888 г. на пожертвования местных жителей здание Бийского архиерейского дома было восстановлено.

17 янв. 1891 г. по указу Синода в связи с переводом Томского и Семипалатинского еп. Исаакия (Положенского) на Кишинёвскую кафедру управление Томской епархией до особого распоряжения было поручено М. 14 февр. того же года он прибыл в Томск и вскоре совершил обзорную поездку по епархии. 26 мая того же года М. был утвержден в должности правящего епископа Томского и Семипалатинского и освобожден от руководства Алтайской миссией. 5 июля 1891 г. он участвовал во встрече в Иверской часовне г. Томска цесаревича, будущего императора мч. Николая II Александровича, возвращавшегося из Японии.

В 1895 г. с учреждением самостоятельной Омской епархии, к которой отошла часть приходов Тобольской и Томской епархий, М. стал именоваться епископом Томским и Барнаульским. Дважды (в 1902 и 1908) его вызывали в С.-Петербург для присутствия на заседаниях Синода. 6 мая 1906 г. возведен в сан архиепископа. После учреждения в окт. 1908 г. Барнаульского вик-ства М. именовался архиепископом Томским и Алтайским. М. много сделал для развития Томской епархии. В 1896 г. им был основан епархиальный свечной завод. 10 окт. 1895 г. жители пос. Новониколаевского (ныне Новосибирск), строители Транссибирской магистрали, послали прошение М. о строительстве церкви во имя св. Александра Невского у железнодорожного моста через р. Обь. 29 дек. 1899 г. М. совершил освящение главного престола храма св. Александра Невского. (В 1915 г. храм получил статус собора; был закрыт в 1937 г.; возвращен Церкви в 1989 г.; освящен Святейшим патриархом Алексием II 15 мая 1991 г.) Знаменательным событием стало завершение строительства кафедрального собора, заложенного еще в 1845 г. 25 мая 1900 г. М. освятил в Томске новый Троицкий собор, построенный по типовому проекту К. А. Тонa.
Важнейшей своей задачей М. считал духовное просвещение в епархии. 23 авг. 1891 г. он обратился к епархиальному духовенству с воззванием, впосл. ставшим программным. М. призвал пастырей: «Учите ваших пасомых! Учите всех: старых и малых, учите всякий возраст и пол… и в церкви, и в школе, и в доме, и в городах, и в селах, и в деревнях» (Архипастырское послание к пастырям Томской епархии // Томские ЕВ. 1891. № 16. Отд. офиц. С. 2). Осуществить эту задачу М. считал возможным через проповедь во время богослужения, внебогослужебные беседы, школьное законоучительство, т. е. «книгою, писанием, словом живым». Насущной потребностью в Томской епархии было развитие школьного дела. К 1891 г. из 382 приходов епархии в 238 не было школ, принадлежавших духовному ведомству, в 178 приходах вне школ оставалось более 63 тыс. детей, в т. ч. 5,5 тыс. в приходах Томского окр. Уже 2 сент. 1891 г. при Томском архиерейском доме была открыта образцовая церковноприходская школа, для к-рой М. разработал учебные программы, написал «изложение истории христианского домостроительства и главнейших догматов о Боге и Святой Церкви». По инициативе М. в Томске были открыты начальные церковные школы - при кафедральном соборе, а потом и при др. церквах города. На съезде благочинных Томской епархии М. убеждал их в том, что в каждом селе необходимо открыть подобные школы и приложить все усилия к тому, чтобы обучение в них находилось на должном уровне. За время архиерейского служения М. на Томской кафедре епархия заняла 1-е место среди др. сибир. епархий по числу церковных школ. Если в начале управления М. епархией в ней было всего 183 церковные школы с 3,7 тыс. учеников, то к 1911 г. число школ возросло до 935 с 45 тыс. учащихся. В 1891 г. уч-ще при Томском архиерейском доме было преобразовано в 6-классное Томское епархиальное жен. уч-ще. В том же году была учреждена епархиальная б-ка, в к-рой в течение всего года по воскресным дням все желающие могли посещать уроки веры, получать исторические и географические сведения, слушать рассказы о жизни российского общества. Большое значение М. придавал и духовно-учебным заведениям. В 1899 г. Томская ДС получила собственное новопостроенное здание, было расширено помещение Томского ЕУ. Особое внимание М. уделял внебогослужебным беседам. Осенью 1891 г. почти во всех приходских церквах и в духовных учебных заведениях Томска были введены внебогослужебные религиозно-нравственные чтения. 18 дек. 1891 г. М. первым из томских архиереев положил начало публичным религиозно-нравственным чтениям для интеллигентной публики. Занятия сопровождались чтением молитв, исполнением церковных песнопений и духовных кантов. По инициативе М. широкое распространение получили сборники духовных песнопений «Первая Лепта» и «Вторая Лепта».

В Томске М. продолжил деятельность по привлечению старообрядцев к церковному единству. 21 февр. 1893 г. в зале Воскресенского училища он открыл внебогослужебные собеседования со старообрядцами. А 21 сент. того же года перенес из г. Бийска в Томск совет Братства св. Димитрия Ростовского, как орган центрального управления, оставив в Бийске отделение совета Братства. Свой прежний миссионерский способ действия М. распространил на всю Томскую епархию. Как писал Ильминский в письме К. П. Победоносцеву: «Преосв. Макарий говорил поучение тысячной толпе инородцев - и все смолкали и слушали с благоговением и слезами… Не есть ли это те реки воды живы, о коих сказал Спаситель, что они истекут из чрева не ученого книжника, а искренно верующего?» С первых дней вступления на Томскую кафедру М. заботился об открытии в епархии церковноприходских попечительств. Особая необходимость в них возникла в связи с неурожаем хлеба в 1891 г. и эпидемией холеры в 1892 г., смертность во время к-рой составила до 56% от числа заболевших. В это время множество переселенцев из Поволжья двинулось в Сибирь через Томск в поисках пропитания и жилья. М. издал распоряжение об открытии в приходах бесплатных столовых, особых помещений для больных, об организации попечительств и о сборе пожертвований. Первое такое попечительство было открыто в г. Томске 24 сент. 1891 г. при Духосошественской ц., в следующем году - при Томском кафедральном соборе и при 6 приходах томских церквей; 4 марта 1892 г.- при кафедре Томского епископа. На средства, собранные прихожанами, содержались школы, приюты, оказывалась помощь беженцам. 1 окт. 1892 г. при томском Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре был открыт Сиропитательный дом трудолюбия. М. сделал туда 1-й взнос и ежегодно выделял по 500 р. из средств попечительства о бедных. С 14 окт. 1893 г. Дом трудолюбия был взят на попечение кафедрой Томского епископа. Впосл. для этого благотворительного учреждения на территории одного из мон-рей было выстроено здание с церковью. 20 окт. 1892 г. в Томске открыли ночлежный дом, М. также основал Томское об-во попечения о бедных и бездомных «Пчельник». 30 мая 1893 г. в приходе томской Христорождественской ц. по инициативе М. был открыт 1-й в Сибири дневной детский приют «Ясли», куда работающие матери могли отдавать детей. К концу пребывания М. на Томской кафедре в городе насчитывалось уже 11 церковноприходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, 6 приютов для детей, ночлежный дом, 5 богаделен, в т. ч. одна для лиц духовного звания. По настоянию М. попечительства (всего ок. 500) постепенно покрыли густой сетью всю епархию, для объединения же деятельности попечительств при Томской кафедре было открыто епархиальное центральное попечительство. В епархии развивалось и трезвенническое движение. Первое об-во трезвости приступило к работе в 1894 г. К 1909 г. действовало уже 14 об-в трезвости.

Несмотря на чрезвычайную обширность епархии (760 тыс. кв. верст), «на отсутствие не только удобных, но подчас хотя бы каких-нибудь путей сообщения…», в Томской епархии практически не было прихода, где бы паства не видела своего архипастыря. Объезжая юж. часть епархии, он обязательно заезжал в Улалу и родной ему Чемал, где 1 мая 1911 г. состоялось торжественное открытие основанной им иноческой жен. общины с приютом и школой для детей-сирот. На о-ве Патмос на р. Катунь близ общины сестры поставили для М. небольшую келью, в к-рой он любил уединяться для молитвы. Первые миссионерские путешествия на север Томской губ. он совершил еще в 1887 и 1889 гг., будучи начальником АДМ. В ходе этих посещений М. обратил внимание на изучение языка и религ. состояния коренных жителей (остяков), подлежащих ведению Миссии. Результатом миссионерских путешествий стали путевые заметки «Инородцы Нарымского края» (Томские ЕВ. 1890. № 8-9), а также «Материалы для изучения языка васьюганских инородцев (остяков) Нарымского края» (Томские ЕВ. 1890. № 13). По вступлении на Томскую кафедру М. вновь совершил миссионерское путешествие в Нарымский край в июле и авг. 1891 г.; в янв. 1896 г.- архипастырскую поездку в г. Нарым, посетив «лежащие на пути туда и обратно села, деревни и инородческие юрты, числом около 25» (Поездка в Нарымский край Преосв. Макария, еп. Томского и Барнаульского, в янв. 1896 года // Томские ЕВ. 1896. № 5. С. 7). По инициативе и под рук. М. были напечатаны на алтайском языке Деяния святых апостолов (1902) и сб. Стихир Святой Пасхи «Да воскреснет Бог» (1900), «Библейские повествования Нового Завета: земная жизнь Господа Иисуса Христа» (1901), а также «Простая речь о Боге и великих делах Божиих». В 1908 г. М. начал работу по переводу на алтайский язык всего Четвероевангелия. Оно было напечатано в 1910 г. в типографии приюта и Дома трудолюбия, там же в 1913 г. вышла «Священная история Нового Завета» на алтайском наречии. М. являлся председателем Томского комитета Православного миссионерского об-ва, а также председателем Томского отдела Императорского Православного Палестинского об-ва. Среди паствы распространялись сборники бесед, поучений, речей и воззваний М., выручка от продажи которых шла в пользу томского Дома трудолюбия. Мн. поучения М. печатали в «Томских епархиальных ведомостях». В 1910 г. в Томске вышло полное собрание его проповеднических трудов за период служения в архиерейском сане.

В окт. 1905 г., во время первой русской революции, в Томске произошли массовые беспорядки, сопровождавшиеся убийствами и грабежами. М. принимал все зависевшие от него меры, чтобы отвратить народ «от такого дела, противного заповеди Христовой и позорящего имя христианское». Один, без сопровождающих, епископ несколько раз выходил к толпе и пытался остановить ее увещаниями, но его не послушали. «На мои убеждения грабившие отвечали молчанием, когда я становился у одного окна, преграждая путь для выносивших чрез него похищаемые вещи, они отходили к другому окну и тащили чрез него; когда я подходил к этому окну, они подходили к дверям и несли мимо меня похищенное. Так ни с чем я и воротился домой» (Письмо еп. Макария к А. М. Первушину от 14 нояб. 1905 г. // РГБ НИОР. Ф. 259: Русское Слово. К. 25. Ед. 45). Совещание томского духовенства под председательством М. обратилось к томскому купечеству с призывом помочь пострадавшим при погромах (было собрано 10 тыс. р.). Впосл. в либеральной печати М. обвиняли в «благословении» на совершение беспорядков в Томске, хотя это опровергалось опубликованными свидетельствами очевидцев.

В связи с опросом епархиальных архиереев о предполагавшейся церковной реформе М. направил 5 янв. 1906 г. в Синод свой отзыв, основанный на многолетнем опыте миссионерского, пастырского и архиерейского служения. Он выступил за возвращение Русской Церкви к древнему каноническому соборному принципу: особо важные вопросы, по его мнению, должны решать Всероссийские Поместные Соборы, в которых правом совещательного голоса могли бы пользоваться и миряне. В качестве постоянного центрального учреждения, управляющего Церковью, должен действовать Синод из епископов и пресвитеров во главе с патриархом. Для обсуждения вопросов местного значения М. предлагал созывать раз в 3-4 года областные или окружные Соборы. Он также выступил за расширение сферы компетенции епархиальных съездов. М. предложил и ряд мер по улучшению преподавания в духовных учебных заведениях: введение в круг семинарских дисциплин законоведения, космографии, краткого курса медицины, расколоведения; увеличение часов на преподавание новых языков за счет сокращения времени на изучение древних языков; отделение пастырской школы от общеобразовательной путем создания 2-3-годичных пастырских курсов для лиц, прошедших полный курс среднеобразовательной школы. М. считал требовавшим неотложного решения и вопрос о благоустройстве правосл. приходов. По его мнению, каждый христианин должен принадлежать к к.-н. приходу и вносить свою лепту на содержание церкви, причта, просветительных и благотворительных учреждений. Священник должен знать всех своих пасомых и как можно чаще посещать их дома. В каждом приходе непременно должно быть учреждено попечительство - для благоустройства и украшения храма, обеспечения причта, устройства школы, больниц, богаделен и домов призрения. Труд духовенства следует одинаково оплачивать во всех приходах или из Гос. Казначейства, или через обложение прихожан.

В 1912 г. в связи с назначением Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) на С.-Петербургскую кафедру обер-прокурор Синода В. К. Саблер предложил на освободившуюся Московскую кафедру кандидатуру архиеп. Антония (Храповицкого; впосл. митрополит). Однако имп. Николай II, вначале поддержавший эту кандидатуру, в итоге принял решение о назначении на Московскую кафедру М. По свидетельству очевидцев, «государь почитал Владыку Макария как старца и часто называл его «великим подвижником и праведником», «святым угодником Божиим»» (Царю небесному и земному верный… 1996. С. XXXIII). Указом от 25 нояб. 1912 г. М. был назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры и постоянным членом Синода. Нек-рые считали, что сам Николай II не был знаком с М., и что на назначение повлияло мнение Г. Е. Распутина. На подобные измышления М. отвечал, что до своего назначения на Московскую кафедру не был знаком с Распутиным и по прибытии в Москву имел с ним лишь одну краткую встречу. Однако негативное отношение к М. со стороны московской либеральной общественности сохранялось.
22 дек. 1912 г. М. прибыл в первопрестольную столицу. В этот день в Успенском соборе он отслужил первую Божественную литургию. Перед ее началом М. обратился ко всем присутствовавшим с приветственным словом: «Изрекая вам, возлюбленные, о имени Христове мир, и сам я, как имеющий нужду в Божией помощи, прошу любовь вашу поспешествовать мне молитвами вашими в моем многотрудном пастырском служении. Благодать, милость и мир да пребудет с вами во все дни нашего сопребывания» (Прибытие, встреча и вступление Высокопреосв. Митр. Московского Макария // ПрибЦВед. 1913. № 1. С. 47). Вступление М. на Московскую кафедру совпало по времени с юбилейными торжествами. 21 февр. 1913 г. Россия отметила 300-летие Дома Романовых. В этот день М. в Успенском соборе отслужил Божественную литургию, затем - благодарственный молебен и возглавил крестный ход. 25 мая последовал Высочайший рескрипт, в соответствии с которым государь «в знаменательные дни, посвященные воспоминанию вступления на престол царей московских, желая почтить труды по возвышению благолепия связанных с сим воспоминанием церковных торжеств в г. Москве» пожаловал М. панагию (Церковные ведомости. 1913. № 22. С. 317). Одним из событий, завершивших торжества, стало освящение М. 27 дек. 1913 г. больницы в память 300-летия царствования Дома Романовых и храма-памятника при Покровской епархиальной общине сестер милосердия (Моск. ЦВед. 1914. № 1. С. 19). На церемонии освящения присутствовала вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. После освящения храма и больницы М. совершил литургию. 12 мая 1913 г. в Москве прошли торжества по случаю канонизации патриарха Ермогена. Литургию в Успенском соборе совершил патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении М., митр. С.-Петербургского Владимира (Богоявленского), архиеп. Новгородского Арсения (Стадницкого) и др. архипастырей.

М. ввел в храмах общенародное пение, в свободное время рекомендовал распевать духовные канты, для чего по его благословению были изданы оба сборника «Лепты». Печатались также беседы и поучения митрополита, отличавшиеся простотой и доступностью. М. не оставил без попечения своих духовных чад на Алтае, заботясь об удовлетворении их духовных нужд. Будучи председателем Православного Миссионерского об-ва, он опекал не только Алтайскую миссию, но и все миссии РПЦ. На посту председателя М. много сделал для активизации деятельности об-ва, укрепления его связей с др. церковно-общественными орг-циями. Определением Синода от 14-18 февр. 1914 г. Московской синодальной конторе под председательством М. было поручено произвести суд над монахами-имяславцами, изгнанными с Афона. Судебное заседание состоялось 24 апр. того же года. Прибывшие с Афона иноки после этого заседания были приняты в церковное общение и с них были сняты наложенные Синодом прещения. Благодаря действиям М. во время первой мировой войны мн. имяславцы получили разрешение на священнослужение и были отправлены на фронт в качестве полковых священников. 3 сент. 1914 г. по инициативе М. был образован Московский епархиальный комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам. М. стал его почетным председателем. Он сам неоднократно посещал лазареты и военные госпитали, обходил палаты, раздавал книги религиозно-нравственного содержания, беседовал с ранеными, ободрял и утешал их.

В 1914 г. М. совершил миссионерское путешествие на Алтай. 17 июня он прибыл на пароходе в Бийск, а 19 июня отправился по тракту на Улалу. Посетив могилы отца и родственников в с. Красный Яр, далее последовал в пос. Артыбаш, где его ждал пароход, на к-ром он отправился по Телецкому оз. до Чулышманского мон-ря. Там М. пробыл до 7 июля, в течение всего времени к нему приезжали местные жители за благословением. 10 июня 1916 г. в Тобольске соборным служением 13 архиереев во главе с М. было совершено торжественное прославление свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и Сибирского. Это была последняя канонизация в синодальный период. Вечером 8 июня, после заупокойной службы, М. с архипастырями совершил омовение мощей, возложение нового облачения и митры, положение св. мощей в серебряный ковчег и в новый кипарисовый гроб, подобный тому, в котором почивает свт. патриарх Ермоген в Успенском соборе. И ковчег, и гроб были изготовлены на пожертвования москвичей и привезены в Тобольск М. 10 июня он совершил литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольска; на время службы мощи были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте. По окончании литургии М., обращаясь к 50 тыс. богомольцам, собравшимся на площади перед собором, сказал: «Ныне исполняется давнее желание и ожидание обитателей града сего и всея сибирския страны. Днесь светло красуется град Тобольск, древняя митрополия святителей, здесь почивающих» (Цит. по кн.: Восторгов И., прот. Тобольские торжества. М., 1916. С. 17). Из Ставки Верховного Главнокомандующего 11 июня в Тобольск была отправлена телеграмма от имп. Николая II: «Сердцем и душою был сегодня в молитвенном единении со всеми присутствовавшими на светлом торжестве прославления Святителя Иоанна Максимовича; твердо уповаю на молитвы его о спасении Руси православной и о помощи свыше доблестному воинству нашему» (Там же. С. 19). После тобольских торжеств М. совершил последнее миссионерское путешествие на Алтай.

М. был награжден орденом св. Анны 3-й (1869) и 2-й степени (1875), орденом св. кн. Александра Невского (1911), орденом св. кн. Владимира 1-й степени (1915); бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (1903), панагией с драгоценными камнями (1913), правом предношения креста при священнослужении (1914) Был избран почетным членом КазДА (1895) и СПбДА (1913).

События Февральской революции 1917 г. застали М. в Петрограде, где он участвовал в заседаниях Синода. В нач. марта новый обер-прокурор Синода В. Н. Львов, назначенный Временным правительством, явился с охраной в покои М. на Троицком подворье и угрозами вынудил написать прошение об уходе на покой. Однако на заседании 9-13 марта Синод посчитал действия Львова неканоничными и незаконными и вернул М. прошение как написанное под давлением. Обер-прокурор отправился в Москву, где стал всячески агитировать против М., не гнушаясь сплетнями и заведомо ложными обвинениями. Он организовал депутацию от московского духовенства и мирян, к-рая выдвинула против М. обвинения в том, что он из-за преклонного возраста не в состоянии управлять епархией. Определением Синода от 20 марта 1917 г. М. был уволен на покой. Как писал впосл. архиерей, «дело состоялось так быстро, что ни я, ни, вероятно, члены Св. Синода не успели справиться с Правилами канонов, в к-рых постановлено: рукописания отречения от управления, вынужденные у епископа страхом или угрозами, недействительны (Кирилла Прав. 1.13)» (Макарий (Невский), митр. Мой ответ В. Н. Львову // Моск. вед. 1917. 21 июня. № 131). 29 марта того же года М. прибыл в Троице-Сергиеву лавру, где составил послание к епископам, в к-ром сообщил, что покинул Московскую кафедру не добровольно, а под давлением. Текст был набран в лаврской типографии, однако отпечатать его не удалось. Вечером 5 апр. в лавре был проведен обыск. По распоряжению комиссара Сергиева Посада Н. А. Королёва набранный текст послания был рассыпан. М. и наместника Троице-Сергиевой лавры архим. сщмч. Кронида (Любимова) заключили под домашний арест. На следующий день их освободили из-под ареста, поскольку ничего противоправительственного в послании М. обнаружено не было. 9 апр. в лавру для проведения дознания прибыл обер-прокурор Львов, однако накануне М. уехал в Зосимову Смоленскую пуст., где встретился со старцем-затворником прп. Алексием (Соловьёвым).

Согласно определению Синода, местом пребывания М. был назначен Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь в 18 км к юго-востоку от Москвы (ныне в г. Дзержинский Московской обл.). Он был лишен права проживания в Троице-Сергиевой лавре, не разрешили ему находиться и в Зосимовой пуст. «Окружной дорогой повезли Святителя на ближайшую к Угреше станцию, не дав ему даже возможности заехать в Москву и проститься с московской паствой. Выслана была одна лошадь с весьма грязным экипажем, в котором и перевезли Владыку на место заточения» (Арсений (Жадановский). 1995. С. 209). Он поселился в небольшом архиерейском доме, где была малая домовая церковь во имя прп. Сергия Радонежского. В Николо-Угрешском мон-ре М. прожил почти до самой кончины, подписывая свои письма как «угрешский заточник». В авг. 1917 г. он просил у Синода разрешения участвовать в заседаниях Миссионерского отдела Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., но смог побывать там лишь раз или два. Дело М. разбиралось на закрытом по его просьбе заседании Судной комиссии, созданной Совещанием епископов. По настойчивому ходатайству сибир. архипастырей М. был полностью оправдан, о чем, однако, было сообщено лишь ему одному. Летом 1918 г. в Николо-Угрешском монастыре начались первые реквизиции. Попытка изъять монастырских лошадей 20 июля привела к бунту крестьян окрестных деревень, которые шли в церковь на праздник - день памяти пророка Божия Илии. В обитель был направлен вооруженный отряд, к-рый изъял церковные ценности, провел обыск в покоях М. и арестовал настоятеля мон-ря архим. Макария (Ятрова), оказавшего сопротивление попыткам властей отнять у мон-ря лошадей. Как сообщала газета «Известия» от 8 авг. 1918 г., во время обыска в покоях М. было «обнаружено много документов, свидетельствующих о его контрреволюционной деятельности»: воззвание архиерея к правосл. русскому народу по поводу гибели имп. Николая II, проект создания Союза приходских общин, воззвание М. к народу по поводу дня памяти патриарха Ермогена, в к-ром он призывал народ «восстать на защиту Святой Церкви от насилия большевиков» и др. 20 окт. 1918 г. представители местных советских органов власти провели 2-й обыск. Они изъяли важные документы, в т. ч. дневники М. за 1915-1917 гг., переписку, разные заметки и отчеты. 3 окт. того же года в покои М. ворвались вооруженные грабители, похитили митру и 2 ценные панагии, угрожали архиерею и издевались над ним.


Во время гражданской войны условия жизни и состояние здоровья М. сильно ухудшились. Он жил парализованный в нетопленых комнатах с 2 преданными ему келейниками. Не имея права на получение продовольственных карточек, все трое голодали. Продукты для М.- черный хлеб и пшено - доставляли в Угрешу из Москвы иподиаконы храма Христа Спасителя и прихожане общины свящ. св. Алексия Мечёва, к-рые пешком добирались до мон-ря (Иулиания (Невакович), игум. Из восп.: Митр. Московский Макарий // Рус. пастырь. Джорд. 2000. № 37-38. С. 155). Оказывали помощь М. и местные жители. Трогательным, глубоко назидательным и поучительным называет еп. Арсений (Жадановский) отношение М. к своим благодетелям: «Самые незначительные дары он принимал лично, тут же благословляя приносящих, благодарил их и усердно о них молился», его синодик был испещрен именами живых и умерших, которых он поминал за ежедневной Божественной литургией и в частной молитве (Арсений (Жадановский). 1995. С. 214). В зимнее время за недостатком в теплых помещениях он часто оставлял приходивших к нему ночевать в своей келии. По воспоминаниям В. Ф. Джунковского, бывшего московского губернатора и товарища министра внутренних дел, навещавшего М., «голова у него свежа, он всех узнает и трогательно радуется, когда его навещают, встречая всех со свойственной ему обворожительной, полной доброты и участия улыбкой». Мн. духовные люди навещали М. и относились к нему как к святому. Так, прот. сщмч. Сергий Мечёв, совершавший летом 1923 и 1924 гг. с многочисленной паствой паломнические поездки в Угрешу, говорил своим спутникам, что им «предстоит увидеть живого русского святого» (Апушкин К. К. Памяти митрополита Московского и Алтайского Макария // Царю Небесному и земному верный. 1996. С. 343). С особой теплотой старец-митрополит принимал детей из колонии Наркомфина, открывшейся в Николо-Угрешском мон-ре в 1918 г. Несмотря на все запреты и угрозы, дети бегали к митрополиту благословляться, веря в то, что благословение митрополита помогает во всех затруднениях. Начальница колонии О. С. Дефендова (в тайном постриге мон. Серафима), бывшая начальницей приюта для сирот (покровительницей которого была вел. кн. Елисавета Феодоровна) усердно служившая М. до самой его смерти, так описывала эти посещения: «Дети очень любили старца и не боялись его: например, трехлетние малютки говорили ему стишки и льнули к нему своей ангельской душой. Все первое, лучшее дети несли Владыке: цветочек, травку, даже снежинку. Птичка, свечка, котенок - все перебывало у него на коленях, и он ласкал Божие создание своей святительской рукой». Дети, по ее мнению, «первые внесли некоторую отраду в жизнь нашего заточника, который среди них отдыхал душой» (Арсений (Жадановский). 1995. С. 216).

22 авг. 1920 г. по предложению патриарха во внимание к 50-летним трудам на Алтае М. был пожизненно присвоен титул митрополита Алтайского. «Тоскую по Алтаю,- писал М. в сент. 1919 г.,- хотя и там теперь не то, что было. И там началось разрушение. Никаких вестей оттуда не получаем, как из могилы» (Арсений (Жадановский), еп. Митрополит Макарий // Царю Небесному и земному верный. 1996. С. 307). Он принимал у себя своих духовных чад, церковных деятелей. Неск. раз в Николо-Угрешском мон-ре его посещал патриарх Тихон, в 1925 г. приезжал патриарший местоблюститель Крутицкий митрополит сщмч. Петр (Полянский), к-рому М. подарил свой белый клобук. Постоянными посетителями М. были Серпуховский еп. Арсений (Жадановский), к-рый оставил о нем воспоминания, и известный московский пастырь сщмч. Сергий Мечёв. Большим утешением для М. стал переезд в Николо-Угрешский мон-рь Бийского архиеп. Иннокентия (Соколова; † 1937), прослужившего в Алтайской миссии 53 года. Выпущенный из московской Бутырской тюрьмы без права выезда далеко от Москвы, он поселился в Угрешском монастыре, став постоянным собеседником митрополита, его помощником на богослужениях и в управлении делами Миссии. В Угрешу приехала и чемальская игум. Людмила. Вместе они иногда совершали службы на алтайском языке. «Алтай, дорогой, родной Алтай!» - говорил нередко старец (Арсений (Жадановский). 1995. С. 239). Из Николо-Угрешского мон-ря М. управлял алтайской паствой и делами Миссии: рассматривал бумаги, хиротонисал епископов. «Надо было видеть, с каким чувством возлагал он свои святительские руки на головы хиротонисуемых для Сибири епископов: Ник., Серг., Хрис.- чтобы понять всю любовь и привязанность его к своему, ничем не заменимому Алтаю!» (Там же). Остаток своей жизни М. желал провести на дорогой его сердцу Алтайской земле. Но Г. И. Гуркин (1870-1937), председатель сформировавшейся в революционные годы Алтайской Горной думы, выступил за недопущение М. на Алтай, и старец остался в Угреше.

Оставаясь в Николо-Угрешском мон-ре, М. вел аскетичную монашескую жизнь, проводя дни в трудах и молитве. Вставал он рано и до обедни работал. Никогда не пропускал службы в домовой церкви, в к-рой ежедневно служили всенощную и обедню. Парализованный, он сидел в кресле, к-рое завозили в алтарь. 16 мая 1924 г. состоялась первая после освобождения из-под ареста поездка патриарха Тихона в Николо-Угрешский мон-рь. 21 авг. 1924 г. он прибыл в обитель для совершения всенощного бдения под праздник явления иконы свт. Николая. В этот день в архиерейских палатах обители состоялось свидание патриарха с М. Участники этой встречи были сфотографированы.
В 1925 г., после закрытия Николо-Угрешского мон-ря под предлогом расширения размещенного там детского дома и недопустимости соседства правосл. церкви с детским учреждением и изъятия архиерейских палат, старец-митрополит жил в доме М. П. Трагейм в близлежащем с. Котельники (ныне город) рядом с Люберцами, где и скончался от воспаления легких на 91-м году жизни. Три игумена, одним из к-рых был келейник святителя Аркадий, облачили тело. 19 февр. 1926 г. архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) возглавил в Казанском храме с. Котельники литургию и отпевание. Всего же в последний путь «апостола Алтая» проводили 7 архиереев и 79 священнослужителей (Там же. С. 243). Похоронен М. был в ограде церкви с. Котельники. В тот же день о смерти М. узнали в Томске. Утром 19 февр. на протяжении 3 часов над городом раздавались удары в большой соборный колокол, перемежавшиеся ударами в било. Томичи приходили в собор и, узнав о кончине М., оставались молитвенно почтить своего Святителя.

В 1957 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил перенести честные останки М. в Троице-Сергиеву лавру. В апр. 1957 г. они были освидетельствованы представителями Московской Патриархии: гроб истлел, а тело и облачение остались целыми. О нетлении мощей свт. Макария свидетельствовал камчатский миссионер митрополит Нестор (Анисимов; 1885-1962). Св. останки были перенесены в лавру и захоронены в крипте Успенского собора. В 1988 г. в крипте был устроен престол во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 2000 г. прославил М. в лике святых. 6 июня 2011 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были обретены св. мощи М. В наст. время рака с мощами находится в Успенском соборе Троице-Сергией лавры.
1 окт. 2009 г. в Бийске на Архиерейском подворье еп. Алтайский и Барнаульский Максим освятил бронзовый памятник М. (автор - скульптор С. М. Исаков). Торжество приурочено к 140-летию открытия барнаульских духовных школ и 15-летию возрождения Алтайской епархии (Муравлёв А. Негасимая свеча // Алтайская правда. 2009. 3 окт.).

Гомилетическое наследие М. велико и многообразно. По его словам, церковный проповедник должен всегда быть готов извлекать из сокровищницы своей души «для одних - утешение, для других - наставление, для третьих - одобрение, а для иных обличение». Учительным пастырь «должен быть везде, где он является как пастырь, и тогда, когда к нему приходят как к пастырю»,- учил миссионеров М. Проповеди, слова и поучения, составляющие его проповедническое наследие, отличаются удивительной силой. И источник ее, по заключению одного из современников,- в силе, сокрытой внутри самого проповедника, слову к-рого всегда предшествовал опыт личной жизни. Сам М. свидетельствовал, что проповедник «говорит только о том, что сам исполнял, и исполняет то, о чем сам говорит» (Макарий (Невский), митр. Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884-1913). М., 1996. С. 13). Значительное место в гомилетическом наследии М. занимает тема миссионерского служения, с к-рым была связана вся его жизнь. В словах, речах и проповедях М. можно найти ценные сведения по истории Алтайской миссии, о ее основателе первоапостоле Алтая архим. Макарии (Глухарёве), воспоминания об алтайских миссионерах, наставления миссионерам. О важности хранения миссионерских преданий М. говорил при вручении архипастырского жезла новопоставленным епископам Бийским, начальникам АДМ. Всего сохранилось 11 таких речей.

Обширный материал для характеристики миссионерской деятельности М. находится в фондах Алтайской миссии в Государственных архивах Алтайского края (ГААК) и Томской обл. (ГАТО). В этих фондах, содержащих материалы за период с сер. XIX в. до 1919 г., сохранилось 89 документов, принадлежавших М. Это письма, распоряжения, указы, запросы, характеристики миссионеров, наставления, телеграммы и др. документы, касающиеся его миссионерской деятельности в разные периоды жизни: на Алтае, в Томске, в Москве, после изгнания с Московской кафедры. Документы из фондов АДМ отражают многогранное и плодотворное служение М. и отношение к нему алтайских миссионеров как к равноапостольному подвижнику веры и благочестия, дают богатый материал для жизнеописания одного из величайших миссионеров Русской Церкви за всю ее многовековую историю.
М. и отношение к нему алтайских миссионеров как к равноапостольному подвижнику веры и благочестия, дают богатый материал для жизнеописания одного из величайших миссионеров Русской Церкви за всю ее многовековую историю.

Иконография

Иконография М. после его прославления создавалась преимущественно в иконописной школе при МДА на основе мн. сохранившихся фотографий, запечатлевших святителя в разные годы его служения (см., напр., воспроизведенные в кн.: Макарий (Невский), митр. Единое на потребу: Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. М., 2011. Т. 1. Вкл.). Репродукции и рисунки, иллюстрирующие книги А. И. Макаровой-Мирской, относятся в основном к алтайскому и томскому периодам жизни М. (Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая. Х., 1909. С. 39, 45, 64, 73, 115, 139 и др.; она же. На служении Алтаю. Х., 19142. С. 10, 59, 130, 175 и др.). Интересный фотоснимок из частного собрания, запечатлевший М. во время его визита в Троице-Сергиеву лавру, судя по присутствующим лицам, был сделан между 1912 и 1915 гг., когда наместником обители являлся архим. Товия (Цимбал). На значительном количестве фотографий М. запечатлен в период управления Московской митрополией и в последние годы жизни на покое в Николо-Угрешском мон-ре, в т. ч. вместе с патриархом Московским и всея России свт. Тихоном и др. духовными лицами, с оптинскими старцами прмч. Исаакием (Бобраковым) и прп. Анатолием (Потаповым) в Шамординской Казанской обители в 1917 г., со сщмч. Сергием Мечёвым, с прмц. вел. кнг. Елисаветой Феодоровной, с духовными чадами (см., напр.: Святая Угреша: К 625-летию основания Св.-Никольского Угрешского мон-ря / Сост.: С. В. Перевезенцев, игум. Иоанн (Рубин). М., 2005. С. 137-140; Летопись Николо-Угрешского мон-ря, 1905-2009. М., 2009. С. 72, 100, 128, 161-162. Ил. 74, 124, 166, 217-219; Оптинский альманах. [Козельск,] 2009. Вып. 3: Святыня под спудом. С. 26).

Редким живописным произведением является портрет 1-й четв. XX в. (Митрополичьи покои ТСЛ; см.: Духовные светочи России. С. 187. Кат. 166), созданный в Москве неизвестным художником, вероятно, вскоре после назначения М. на Московскую кафедру. Судя по сдержанному, почти монохромному колориту, мастер использовал фотографию (ср.: Макарий (Невский). 2011. Т. 1. Вкл.). Святитель изображен фронтально, поколенно, сидящим возле стола, правая рука лежит на столе, левой держит четки. Облачен в темную рясу и белый клобук с крестом, на груди - панагия, воспроизводящая подлинную реликвию, принадлежавшую М. еще до его назначения в Москву, и справа - 3 орденские звезды (или 2 звезды и наградной знак). Черты лица и небольшая седая борода соответствуют запечатленным на фотоснимках того времени.

Одно из первых изображений М. было помещено на иконе «Собор святых, прославленных в двухтысячное лето от Рождества Христова» (храм Христа Спасителя), выполненной Н. В. Масюковой в 2000 г. к канонизации святителя на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. М. представлен в 1-м ряду левой группы рядом с прп. Макарием Алтайским, облачен в саккос и омофор, голова не покрыта, длинные с проседью волосы, ниспадающие на плечи, разделены на прямой пробор, в левой, немного протянутой вперед руке - Евангелие на белом плате. В 2002 г. тем же иконописцем была создана икона, на к-рой вместе предстоят Спасителю в небесном сегменте М. (тот же тип иконографии, с моделью храма в руке) и прп. Макарий Алтайский. Тогда же появились единоличные поясные образы М., разработанные с учетом исторических реалий. Так, на исполненной в древнерусской стилистике иконе письма иером. Филадельфа (Захарова) (ок. 2006, ризница ТСЛ) святитель показан в белом клобуке, коричневой рясе и голубой митрополичьей мантии, из-под которой видна панагия; правой рукой благословляет, в левой держит архиерейский жезл (с навершием в виде посоха) и развернутый свиток с цитатой из проповеди: «Наше знамя, наша хоругвь есть вера православная, царь самодержавный, Русь единая, неразделимая. Умрем за сие знамя...» (13 строк); в надписи именуется митрополитом Московским, апостолом Алтайским. В традиц. богослужебном облачении, с покрывающей голову митрой, М. написан на иконе 2012 г. работы Г. В. Дмитриевой (скит прп. Сергия Радонежского ТСЛ, дер. Благовещенье Сергиево-Посадского р-на) и др. (см., напр.: Макарий (Невский). 2011. Т. 1. Вкл.).

В иконописной школе при МДА была разработана житийная иконография М.: в качестве дипломных работ в 2009 и 2012 гг. учащимися А. М. Белозёровой и Е. А. Бирючевской созданы иконы с 16 и 18 клеймами, иллюстрирующими жизнь святого от рождения до погребения, обретения и перенесения св. мощей. На более ранней иконе, находящейся в Барнаульской епархии, в среднике размещено поясное изображение М. с непокрытой головой; на иконе из кафедрального Богоявленского собора в Томске - ростовой образ в митре, с разведенными в стороны руками. Произведения выполнены в традициях древнерус. живописи, на золотом фоне. Поясные образы святого известны также в монументальных циклах, в частности, в росписи ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому в детском доме для слепоглухих в Сергиевом Посаде (2012, бригада мастеров под рук. А. В. Козлова) М. написан в крещатой фелони, омофоре и белом клобуке; в нек-рых случаях художники более точно воспроизводят фотографии М. (см., напр.: Летопись Николо-Угрешского мон-ря. 2009. С. 71. Ил. 73). Изображения М. получили распространение в храмах Томской епархии. В наст. время в мастерской ТСЛ создается образ для раки М.
Кроме того, изображение М. присутствует в композиции «Собор Московских святых». На иконах «Собор Московских святителей», где он представлен, как правило, во 2-м или 3-м ряду, рядом со святителями Филаретом (Дроздовым) или Иннокентием (Вениаминовым), обращенным вместе со всеми к Владимирской иконе Божией Матери: икона 2005 г. работы Масюковой (частное собрание); икона ок. 2006 г. (ЦАМ СПбДА); икона 2009 г. работы В. С. Глазовской (дар МДА Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу). В составе Собора Сибирских чудотворцев М. написан, напр., рядом с прп. Макарием Алтайским на иконе 2013 г. Н. В. Пироговой (Масюковой) из местного ряда иконостаса ц. Успения Богородицы в с. Успенка (Тюменская обл.).

Наверх