Куда нас зовёт св. Церковь? (Слово в праздник Преображения; сказано в Нижегородском кафедральном соборе. 06.08.1907 г.)

Куда нас зовёт св. Церковь? (Слово в праздник Преображения; сказано в Нижегородском кафедральном соборе. 06.08.1907 г.)

Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его.

(Из песнопения праздника.)

Куда это зовёт нас Церковь святая в торжественной праздничной песни? Куда ведёт она верующих, чтобы с апостолами святыми, особо избранными, сделать нас участниками в святой радости, – в созерцании славы Преображения Господня?

Приидите, – говорит церковная песнь, – приидите, взыдем на гору Господню... Конечно, всякий знает, что нас не зовут ехать в Палестину, чтобы взойти на ту именно гору, где некогда свершилось в сиянии славы Божественной Преображение Господа Иисуса, где беседовали с Ним Моисей и Илия, где глас Отца Небесного свидетельствовал о Сыне и внушал всему миру послушание Ему, где ученики Христовы видели и слышали то, чего и пересказать невозможно.

Пусть и ныне торжествует Фавор; пусть там, в нынешний праздник в молитве, собравшись во множестве, ликуют христиане: однако, не к этой, чувственными очами видимой, не к этой горе осязаемой зовёт нас Церковь святая.

Давно, за 700 лет до явления Христа в мир, пророки говорили о горе Господней, и о том доме, месте обитания Бога с людьми, который будет поставлен во главу гор; и приидут к нему народы, и приидут народы многие и рекут: взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего; оттуда изыдет закон и слово Господа, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; и раскуют народы мечи свои на плуги и копья свои на серпы, и перестанут народы учиться самой науке брани и ратования... (Ис. 2:2–4). Так всегда слово Божие изображало место обитания Господа, как место горнее; возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя. Господи, посли свет Твой и истину Твою, они меня наставят и введут в гору святую Твою (Пс. 120:1, 42:3). Так всегда слово Божие под образом восхождения в гору представляло нравственное возвышение духа человеческого к Богу и Его вечной правде и святости. Так всегда говорила людям и собственная их природа; на небо очи возводить, горé иметь сердца; недаром из всех существ земных один только человек имеет разумное чело, обращённое к небу, один только он может возводить очи горе, к небу и Богу, Там – страна его родная, вечная; там – спасение. И если нам теперь так невыносимо тяжело, если истосковалась душа наша теперь, в дни, когда исполняются видимо слова Христовы: услышати имате брани и слышание бранем (Мф. 24:6); если кругом нас злоба, кровь и убийство; если тяжко нам и мы задыхаемся в этом спёртом воздухе зла и преступления; если тонем мы в этом разливе ненависти и порока, – то спасение одно: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего. Там не только узрим славу Преображения Его, – там услышим властный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте»; и если гласа этого послушаем и не ожесточим сердец наших, если послушаем учения Сына Божия воплощённого и в жизни своей его осуществим, то, воистину, и сами мы преобразимся в свободу славы чад Божиих, и жизнь нашу земную преобразим из теперешней, звериной, в истинно-человеческую, достойную и святую. И что бы там ни говорили современные мудрецы, как бы ни обещали они благоустроить жизнь людскую законами и порядками государственного и общественного строительства, жизнь людей будет по-прежнему животной и звериной, при всех свободах, при всех и всяких учреждениях, законах и порядках, пока все люди, и каждый человек в отдельности, не преобразятся по образу Христову. Тогда перекуют народы мечи свои на плуги и копья свои на серпы. И будет мир на земли и благоволение в человецех.

Но чтобы достигнуть этого, надобно нам взойти на гору Господню. Высока эта гора; долог путь, и тяжко восхождение. Как облегчить нам труд, и чем помочь Божественному восходу?

Раскроем до конца этот библейский образ и его духовное значение. Жителям русских наших равнин трудно представить себе восхождение на горы. Об этом могут рассказать нам те, кто долго жил в странах гористых.

Кто, и когда, и зачем идёт в гору? Зачем предпринимается этот путь томительный и часто небезопасный? Идут в гору, прежде всего тогда, когда этот путь необходим и неизбежен, потому что он – единственный, когда другим путём никак и никогда невозможно выбраться из той или другой местности. И не пошёл бы, да надо. Это сознание даёт решимость и гонит самую мысль о лености.

Знай же, христианин, что и для тебя путь в гору Господню, это – путь единственный для спасения; он необходим, он неизбежен; иного пути нет и быть не может. И это сознание даст тебе сил и решимость, даст тебе уверенность, терпение и настойчивость. Ведь всё равно: не идя к Богу, ты погибнешь; не идя в гору Господню, к Божьей воле, к Божьему закону и Церкви Господней, – всё равно ты умрёшь навеки, и к жизни, к истинной жизни никакими иными путями не придёшь.

Идут, далее, в гору люди иногда ради той несказанной красоты, которая открывается с её вершины; ради укрепления здоровья и движением, и чистым горным воздухом. Спросите путешественников: они вам скажут, какая прелесть наверху горы. Как шум мирской стихает! Какое чудное, святое уединение! Как душа чувствует себя ближе к небу и Богу! Как полна она дум высоких и чувств святых, и как хорошо видеть и чувствовать себя высоко над миром, вдали и вне его тревог и постоянной унылой сутолоки!

Христианин! Иди в гору Господню, иди и ты к Богу! Ждёт тебя в конце дороги радость, и мир души, отрада, наслаждение духа, такая красота, что око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не входило; такая свобода от уз плоти, от рабства греху, что ради этих радостей духовных забудешь ты все трудности пути, всё напряжение сил, и бодрость вечная, а не усталость исполнит твою душу. С вершин духовных ты будешь озирать весь мир и всё земное, и вот что здесь случится: что на земле казалось таким огромным, важным, грозным и великим, то с выси горной покажется и малым, и ничтожным. Ты истину познаешь, и мера, истинная мера всех вещей тебе вдруг станет вполне доступна.

Как совершают восход на гору? По возможности, путник облегчает себя, бросает лишнюю и ненужную тяжесть; не напрягает сразу всех сил, а соразмеряет их с трудностью и дальностью пути. Не смотрит путник вниз, чтобы пред пропастями и расселинами не закружилась голова; его взоры всегда обращены кверху, чтобы видеть постоянно пред собой цель путешествия; он не идёт прямо на крутизну, а войдёт на неё дорожкой доступной; он пользуется всяким удобством дороги: расспросит спутника опытного, воспользуется проторённой дорожкой. Тяжёл и опасен его путь: сгибаются ноги, дрожат колена, камни летят из-под ног, скользят и делают дорогу скользкой. Вот-вот близко падение, но он удержится за кусты или за камень, а упадёт, так встанет сам, или воспользуется помощью другого спутника; присядет отдохнуть или на устроенном сидении, или под деревом тенистым, или в особо приготовленном домике.

Христианин! И при восхождении в гору Господню, при возрастании нашем духовном в исполнении Христова нравственного закона, все облегчения указаны и даны путнику Господом. Но прежде всего ты сам брось лишнее, все ненужные земные заботы. Возьми лишь самое необходимое, а всё прочее, все силы и способности отдай на служение Богу и Его закону. Со множеством земных удовольствий, забот, привязанностей, страстей ты и шагу не сделаешь вверх, в гору, и останешься вечно внизу, в своём духовном болоте. А бросивши земное, поднимаясь к небу и Богу, не смотри вниз, не сопрельщайся мира сего красными, не дай вскружить себе голову призывам с земли: ещё выше подъём, и звуки эти уже не станут явственно слышимы. Кто возложил руку на плуг и озирается назад, тот не годен для царствия Божия. И тебе заповедано опытными в духовном делании наставниками: не берись в гордой самоуверенности за подвиг чрезмерный, за подвиг выше сил твоих, не употребляй и не растрачивай этих сил сразу. Ведь дано время целой жизни, даны заповеди от лёгкой к труднейшей, дано покаяние, чтобы встать, если ты упадёшь; даны примеры, бесчисленные примеры жизни святых, как проторенные дорожки в пути, даны и спутники надёжные – Евангелие, святое Писание, даны пастыри и учители, чтобы наперёд указать тебе на духовную потребу, а на пути даны нам храмы Господни, дома молитвы, собрания верующих, святые таинства, – и крест Христов, хранитель всей вселенной, как древо тенистое, как якорь спасения... Сюда заходи, сюда устремляйся духом, здесь отдыхай и сил набирайся, берись руками за все эти пособия при восхождении вверх к Господу: близок конец пути, близка радость духа, близка вершина горы твоего преображения... И увидишь, и почувствуешь, что чем выше будешь подниматься, чем путь опаснее, чем напряжённое труд, чем тяжелее предстоит усилие, тем яснее и ближе и ощутительнее тебе даётся помощь: Кто-то Сильный, Кто-то Крепкий, Кто-то Благостный идёт рядом с тобой, ведёт тебя за руку, поддерживает, если ты претыкаешься, вливает силы, веру и надеждой бодрит твой Дух. Это – Господь. Это – наш Пастыреначальник, Христос Иисус. Это – Дух Святый.

Христианин! Иди неустанно в гору спасения, поднимайся к Богу! Тебе навстречу пойдут под гору твои собратья, те, которые не стерпели трудность пути и решили возвратиться назад, к жизни греховной и распущенной. Начнут они обратный путь весёлые и довольные, и легко им сходить вниз, и поначалу это даст им кажущееся удовольствие. Не соблазняйся их весёлым видом, и с ними вниз с горы не возвращайся. Веселы они в начале пути греха и порока, и лёгок кажется им путь, и безопасен. Но крутизна внизу, но страшные пропасти и расселины, но тяжесть собственного тела и, наконец, всё более и более растущая тяжесть греха и порока, растущая, как снежная лавина в горах, увлечёт их в бездну, раздавит великой тяжестью...

Однажды мне пришлось всходить на высокую гору; нелегко мне дался этот труд, и немало занял времени. Я отдыхал на вершине, вдруг, вижу: кто-то снизу, увидев меня и издали знаками приветствуя, быстро, легко, плавно и свободно, словно не чувствуя ни труда, ни устали, всходит вверх по пути, который мне достался с такой трудностью. Он взошёл; мы стали беседовать. Я спросил, что помогает ему так легко взбираться в гору? «Привычка», – отвечал мне мой новый случайный знакомый: «Я, – сказал он, – ежедневно всхожу на эту гору»...

Да, братие, тяжёл путь в гору Господню, но тяжёл тому, кто начнёт его и бросит, чтобы вернуться к этой попытке чрез продолжительное время, да и вернётся только для того, чтобы снова бросить. Но если будешь ты идти непрестанно, то, поднимаясь вверх, в этом духовном восхождении приобретёшь ты навык, привычку, и то, что поначалу казалось трудным, постепенно будет становиться лёгким. Тогда ты достигнешь полного преображения духа греховного в светлость святости; тогда святыней жить будет тебе так же легко и так необходимо, как воздухом дышать... Тогда, и только тогда мы преобразим и нашу жизнь общественную и государственную из звериной в истинно человеческую и достойную.

Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем его? Неповинен руками и чист сердцем. Так отвечает слово Божие. Знаем, что руки в святом Писании – это образ всей деятельности человека, а сердце – образ всего его духовного настроения.

В сей чистоте сердца и помыслов, и в этой непорочности дел, приидите, братие, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его! Аминь.

Источник: www.azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom3/2#note61_return

Наверх