Кровавое помешательство. (Речь на панихиде по убиенным адмирале Г. П. Чухнине и генерале С. В. Козлове. 1906г)

Кровавое помешательство. (Речь на панихиде по убиенным адмирале Г. П. Чухнине и генерале С. В. Козлове. 1906г)

В короткое время на двух противоположных концах России, в Севастополе и Петербурге, вновь совершились злодеяния убийства двух верных сынов Царя и родины.

Наступает время, когда можно применить к судьбе нашего отечества древние пророческие слова: «Боже, приидоша язы́цы в наследие Твое; оскверниша храм святый Твой... Трупы рабов твоих отдали на снедение птицам небесным, тела святых Твоих – зверям земным; пролили кровь их, как воду, окрест Иерусалима, и не бе погребаяй»... (Пс. 78:1-3).

Да, новые безбожные язычники, новые звери хищные в образе человеческом рыщут по лицу русской земли и обагряют её кровью защитников веры, родины и Царя.

Наступает время и настало уже, когда к русским людям, верным долгу, вере и чести, верным родине и Царю, заветам верности и благородства, применимо слово молитвы церковной: вменихомся яко овцы заколения!..

Просится на уста псаломское молитвенное слово к Богу: «Ты напитал нас хлебом слезным, Ты напоил нас изобильно слезами... Боже сил, доколе?! Ты положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами!» (Пс.79:5-7).

Да, гибнут русские люди, слуги Царя и родины, – и несть избавителей. Мало того, об их страданиях, об их смерти хранят молчание, – которое, по существу, есть осуждение и даже злорадство, – хранят молчание там, где говорят именем народа, где во имя блага государства произносят суд, – похвалу и укоризну...

Гибнут не только носители власти, наперёд преднамеченные крамольниками к казни, которую они лишь в применении к себе горячо отвергают, а в применении к другим и допускают, и одобряют; страдают и гибнут, стоят накануне смерти, или обливаются грязью клеветы и всяческих преследований, не только несогласные со злодеями в мыслях и убеждениях: гибнут случайные жертвы, гибнут во множестве, по недоразумению и ошибке. Пятьдесят человек, случайно оказавшиеся на площади во время войскового парада в Севастополе, разорванные на части, обезображенные, иные тяжело раненые и изувеченные, мужчины, женщины, дети, старухи, – эти жертвы уже не ужасают злодеев. Застрелен один генерал вместо другого, – это, с их точки зрения, только незначительное недоразумение, не стоящее внимания...

Посмотрите, с какой сатанинской злобой и настойчивостью приводятся в исполнение злодейские планы. Покушение на убийство адмирала Чухнина, окончившееся тяжёлым поранением, не удовлетворяет злобы служителей «освобождения»: им нужно не поранение, их не удовлетворят ни увечье, ни страдание; им нужна смерть, непременно смерть намеченной жертвы, – и вот, попущение повторяется, на сей раз уже со смертельным исходом. Нужно ли говорить о том, что в первый раз покушение производит девушка, обманом, предательски, с подложным письмом, под чужим именем проникнув в дом; во второй раз – из-за куста стреляет человек, которому доверились, которого считали близким, приставили к охране хозяина и имущества.

Убить того, кто тебе доверяет себя и жизнь свою, – это у самых последних людей, даже у дикарей, считается низостью и такой гнусностью, которой нет достойного слова осуждения. Но у наших демонов злобы как бы усохла совесть, все нравственные понятия вытравлены и перевёрнуты. И всё это делается ими ради свободы, братства, любви и справедливости!

Посмотрите, далее, с какой лёгкостью поднимается рука для нанесения смертельных ударов, и ударов верных – в голову не одного, а нескольких. Идёт в толпе генерал; вечер; кругом темно; дождь; движение народа; злодей, как оказывается, не знает в лицо намеченную жертву; достаточно по росту и одежде издали быть несколько похожим на обречённого на смерть, – и вот, злодей, не задумываясь, производит смертоносные выстрелы один за другим, без малейшего опасения, что каждый выстрел может попасть в случайно подвернувшегося человека.

Кто же эти демоны злобы? Давние преступники, подавившие в себе голос совести? Невежественные и грубые бродяги, не ведающие, что они творят? Озлобленные жизнью, неудачами, страданиями, лишениями, неправдами людей?

Нет, это молодые люди, почти мальчики, это всё – учившиеся люди, почитающие себя образованной и просвещённой частью общества. Все эти грабители, убийцы, воры, агитаторы, – всё это юнцы, не успевшие ещё и вкусить опыта жизни.

Древний пророк ходил с открытым вопросом в душе: «Господи, почто путь нечестивых спеется?» Древний псалмопевец изливал тоску свою пред Богом при виде страданий и гибели родины своей: «Ты посадил лозу виноградную, очистил для неё место и утвердил корни её, и она наполнила землю. Горы покрылись тенью её, и ветви её, как кедры Божии; она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Для чего же ты разрушил ограды её, так что обрывают её все проходящие по пути? Лесной вепрь подрывает её, и полевой зверь объедает её... Боже сил, обратись же; призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди его, охрани то, что насадила десница Твоя!» (Пс. 79:10-16).

Не узнаёте ли вы в этих словах России? Не образ ли это нашей родины? Не образ ли это нашей молитвы?

Но древний пророк не призывал к унынию и отчаянию. К Богу он обращал вопль свой, и молитву народа – к Господу; в грехах народа он видел источник бед и страдания, и в покаянии, в твёрдости веры и жизни указывал спасение. Он прорекал и утешал: «Господь сил восстановит нас, и воссияет лице Его и спасёмся!» (Ст. 20).

Пусть же и для нас, в этот час скорбного моления о погибших сынах родины и в эту печальную годину жизни России, не закроется источник надежды и бодрости, пусть далеко отойдёт дух расслабляющего уныния, пусть не поколеблется в нас наша твёрдость и наша верность Богу, Церкви, Царю и России. Смелее и смелее будем мы возглашать наше исповедание, хотя бы нам за то грозили смертью и на наших глазах над нашими единомышленниками приводили в исполнение свои угрозы. Глубже и глубже будем мы проникаться верой в правоту наших убеждений, освящённых Церковью, преданиями родной старины и кровью пострадавших за них бесчисленных героев долга.

Твёрдым словом будем мы отражать натиски врагов на святыню русского духа, на все идеальные основы истинно-человеческой жизни, и будем неуклонно обличать ложь врагов. А если потребуется, – мы безбоязненно пойдём за них на борьбу и смерть, мы не пощадим никаких сокровищ, ничего земного и даже самой жизни нашей, если Царь призовёт нас идти на защиту погибающей от внутренней крамолы родины.

Вечная память погибшим на страже долга, честь и слава живущим борцам! Пусть растут в числе и силе содружества верности, сообщества преданных сынов России: их вера и убеждённость, их твёрдость, их борьба неустанная, их кровь и страдания, в конце концов, победят злобу, крамолу и измену, заставят раскрыть глаза многих обольщённых, и Господь изведёт нам свет и правду, и силу России, как свет полудня (Пс. 36:6). Придёт пред лице Божие стенание наше, и могуществом мышцы Своей Он сохранит обречённых на смерть (Пс. 78:11).

Но только до конца претерпевший, – только тот спасётся! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).


Наверх