Корень всех несчастий. (Поучение в неделю 29-ю, 1906 г.)

Корень всех несчастий. (Поучение в неделю 29-ю, 1906 г.)

Евангельское чтение нынешнего воскресного дня мы слышим за богослужениями очень часто (Лк. 17:12–19). Повесть об исцелении десяти прокажённых мужей и о том, как только один из исцелённых оказался благодарным и, возвратившись к Иисусу Христу, воздал Ему хвалу, эта святая повесть читается пред нами на каждом благодарственном молебствии. Она примером благодарного самарянина учит нас никогда не забывать благодеяний Божиих к роду человеческому; она предупреждает нас, чтобы мы не впали в тяжкий грех неблагодарности к нашему Благодетелю Господу.

Но не об этом мы поведём сегодня речь. Обратим внимание на другую сторону евангельского рассказа.

Проказа – это страшная болезнь, особенно распространённая в жарких странах. Она постепенно разъедает тело больного; она передаётся окружающим; она делает для человека невозможным пребывание в среде других людей. Но при этом человек по-прежнему движется, ходит, долго признаёт себя даже здоровым, не чувствует других каких-либо недугов, не ложится на одр болезненный. Целыми годами постепенно разрушается его тело, заражая всё кругом своим гниением и зловонием, производя в человеке страшное уныние духа и тоску сердечную. Ужас болезни усиливается сознанием, что больной видит неизлечимость своего недуга и страшную опасность его для людей здоровых, для лиц, ему родных и близких. Только чудодейственная сила Спасителя даровала исцеление прокажённым, как мы видели в Евангелии; только Его милосердие возвратило им жизнь и возможность жить среди людей, не заражая людского общества, без опасности гибели для ближних.

Но что было бы, если бы нашёлся такой человек, который убедил бы неисцелённых прокажённых, что они здоровы, что им можно и до́лжно возвратиться в семью, к общественной жизни? Болезнь у больных, конечно, осталась бы, но здоровые все от них, несомненно, получили бы заразу и погибли.

Братие! Есть в людях иная зараза, иное – духовное прокажённое состояние. Эта проказа заразительная есть грех. И грех быстро и легко передаётся всем окружающим; и грех делает человека опасным в среде человеческого общества. Грех во всех его видах и проявлениях губит и поражает нестроениями всю жизнь людей: семейную, общественную, государственную. Страшнее всего то, что грешник часто не только не замечает своей духовной болезни и проказы, но считает себя совершенно здоровым, не только не уклоняется от воздействия на других людей, напротив, желает взять общественную жизнь под своё руководство. Не только не считает грех злом и несчастием, но, наоборот, грех почитает добродетелью и счастьем. Не подавляя греха в себе самом, он не осуждает его и в других, умалчивает о нём, даже восхваляет грех и тем способствует его укреплению и распространению.

Присмотритесь к нашей теперешней жизни. Все теперь сознают, говорят и пишут, что в жизни общественной и государственной много нестроений, много беспорядков и несчастий, которые грозят нашей родине погибелью. И много является учителей, радетелей, которые берутся за исправление непорядков, которые обещают водворить счастье и довольство в нашей жизни. О чём они, большей частью, говорят? Обо всём и о многом, кроме того единого, о чём больше всего нужно говорить. Они бранят правителей; они ищут и указывают виновных в наших непорядках; они возбуждают к ним злобу и ненависть; они будят зависть к людям богатым и стоящим высоко в обществе и государстве. Об одном они молчат: о грехе человеческом. Молчат о том, что мы все, и высоко и низко стоящие, и богатые и бедные, погрязли в пороках, что злоба, ненависть, зависть, возбуждаемые такими радетелями общественного блага, – это страшные грехи, которые не исправят жизни, а погубят и наполнят её кровью, принесут погибель родине; они справедливо говорят, что грех делает людей, стоящих у власти, дурными и нечестными, а людей богатых – жестокими и злыми. Но они умалчивают о том, что тот же грех делает крестьянина пьяницей и ленивцем, ремесленника – нечестным и неисполнительным, подчинённого – грубым и ослушником, бедняка – завистливым, вором и погромщиком чужого добра. Молчат о том, что грех и порок разрастаются со страшной силой, переходят, как зараза, и нечистым гниением, как проказа в теле, поражают всю жизнь нашего народа. Молчат о том, что всем нам, прежде всего, нужно очиститься душевно, раскаяться в грехах, исцелиться от духовной проказы, что без такого исцеления – всё погибло и ничто не пойдёт впрок. Что́ для прокажённого прекрасная пища, одежда и жилища? Всё равно, это не исцелит его болезни, не порадует его сердца, не отвратит грядущей гибели. То же самое и для общества людей, погрязшего в грехе; над ним стоит вечный приговор: нет радости у нечестивого...

Благодарение Богу, от греха возможно исцеление. Прокажённых очистила чудодейственная сила Спасителя. И нас от греха вечно исцеляет та же Его чудодейственная сила. Шедше покажитеся священником, сказал Он прокажённым. И мы слышим от Него тот же вечный голос. Пойдём же в Церковь Божию; у неё получим указание на грех; от неё услышим обличение и научение; она призовёт нас к миру, любви и единению; она учением Христа и Его благодатью смягчит сердца и властных и подчинённых, и богатых и бедных, и обидчиков и обиженных. Она всем укажет, что корень всех наших несчастий есть грех. И она, властью, от Бога данной, простит нам грех и призовёт к жизни святой и богоугодной.

Самая опасная – та болезнь, которую больной не сознаёт и не замечает. Сознаем же, прежде всего, нашу греховность, как самую тяжкую нашу болезнь и на неё, на борьбу с грехом, живущим не в других, а в себе самих, обратим всё наше внимание и все духовные силы!

Мы получим очищение и прощение от Спасителя. Но если мы убеждены, что неблагодарность есть самое низкое свойство низких душ, то будем твёрдо помнить, что самая чёрная неблагодарность к Спасителю, избавившему нас от греха, есть новое служение наше греху и пороку. На языке житейском мы сравниваем неблагодарных со свиньёй, самым нечистым домашним животным. И слово Божие говорит нам, что грешник очищенный и снова идущий на грех подобен вымытой свинье, которая вновь лезет в грязь...

Грех и порок, злоба, гордость и зависть, – вот наша грязь, вот корень всех наших несчастий. Правда и святость, мир, любовь и смирение, покаяние и молитва, – вот путь нашего спасения в жизни временной и вечной! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх