Кого надо выбирать в Государственную Думу.(Речь на молебствии при открытии в одном из районов Москвы предвыборных собраний по случаю созыва 1-й Государственной Думы.1906г)

Кого надо выбирать в Государственную Думу.(Речь на молебствии при открытии в одном из районов Москвы предвыборных собраний по случаю созыва 1-й Государственной Думы.1906г)

Люди русские, дети великого русского отечества!
Наступают важные дни для родины нашей, дни избрания народных представителей в Государственную Думу. Воля Царская пусть свершится и пусть будет исполнена нами со всей подобающей вдумчивостью, как долг святой перед Богом и родиной.
Тысячу лет прожила наша Россия, значит, не со вчерашнего дня она помнит себя. Помнит она и знает, что было для неё полезно и благодетельно в веках минувших, помнит и знает, что было вредно и губительно.
И, прежде всего, губительно было для России, что ослабляло и ниспровергало в ней святую веру, святую Церковь православную. Оторванный совсем от веры, забывший совсем Бога, человек обращался в зверя и врага рода человеческого. От такого ли человека ждут доброго слова, совета, или доброго дела государственного устроения?
Оторванный от православия, забывший веру отцов и перешедший в чужую веру, русский человек переставал быть русским, и Русь святая становилась для него чужбиной. Конечно, и такой человек не мог приносить блага русскому царству.
Но святая вера православная, живо, глубоко и сердечно принимаемая и исповедуемая русскими людьми, воистину была матерью и спасительницей России. Православие слило воедино разрозненные славянские племена. Православие приобщило к нам крепким духовным союзом единой веры и не родные нам по крови чужие племена и объединило в одно царство великое русское все мелкие народности по Волге, Оке, по всему широкому простору русской земли. Православие дало силу части русского народа, оторванной насильно от царства русского и отошедшей к Польше, тяготеть к нему, помнить о нём, пока разъединённое вновь опять не соединилось. Православие образовало в нашем народе добрые христианские нравы, преданность родине до смерти, самый язык наш и зачатки истинной образованности. Православие научило предков наших любить и почитать власть и, во главе её, Царей православных; с ними в неразрывном союзе русский народ жил в дни мира и брани, и как ни много было у него врагов, как ни тяжело ему жилось, он создал великое царство русское, всему свету на зависть и удивление.
Ясно, что и теперь должны быть выбраны в Думу Государственную такие люди, которые всем сердцем веруют в Бога и преданы вере православной. Такие не пойдут на взятки и посулы, такие зла родной земле не пожелают.
Губительны были для России времена безгосударные. Без царя земля – вдова, без царя народ – сирота; вот что говорили старые русские люди, и говорили это по собственному горькому опыту. Ещё говорили они: Царь – от Бога пристав. Этим предки наши проявили великую мудрость и спасли своё царство от разделения и гнили. Без царя все делились на партии, каждая из них тянулась к власти, никто никого не слушал, каждый заботился только о своём благе, забывая благо общее, государственное. Но вот избран был на царство Михаил Феодорович Романов; в течение 300 лет затем его преемники, цари из дома Романовых, правят Россией. И как ни много у нас было врагов внутренних и внешних, как ни обширна была наша земля с её очень невеликим для такого обширного пространства населением, как ни много у нас всяких неустройств, однако, царь с народом и народ с царём создали великую Империю. Около царей наших не было по закону указчиков и опекунов; цари наши были самодержавные и неограниченные. И вот что видим: самые великие дела совершили цари наши именно потому, что они были самодержавны, что они были свободны в своей работе, что им никто не мешал.
Пример – освобождение крестьян, и притом с землёй; этого никогда не дали бы Царю сделать, если бы он был ограничен; доказательство этого видим на примере других государств. Но как только около царей появились указчики, конечно, не по закону, а против закона, захватом и насилием, так и было всё плохо. Тут всё равно, кто бы ни указывал царю, кто бы ни отнимал у него свободу: чиновники-приказные, или какое-либо сословие, или выборные от народа. Если царя стеснить в его деле, то восторжествует не общее благо, а польза отдельных лиц или партий. Пусть и теперь Царь правит народом, пусть не будет посредства между Царём и народом.
Пусть доверенные от народа в Думе Государственной крепко стоят за свободу Царя и утвердят её. Пусть они по совести и чести прямо скажут о нуждах народа, но пусть это будет совет, а не решение; решение – Царю; Ему сверху виднее; Он выше отдельных партий, сословий и отдельных лиц. С царями-отцами, самодержавными, как встарь, процветёт русская земля. Ясно, что выбирать в Думу Государственную нужно таких людей, которые признают и чтут власть Царя, Божьего Помазанника.
Губительны были для России времена, когда на судьбы её влияли люди не русские, или из русских домашние недруги, передавшиеся иностранцам, полюбившие всё чужое, а своё русское зазиравшие. Одни из них так были с детства воспитаны, что не знали России и не любили её, а любили всё чужое, а другие могли быть и закуплены врагами России. Они могли давать царям неверные и коварные советы, заключать невыгодные союзы и договоры, способствовать изданию вредных для народа законов.
Ясно без долгих рассуждений, что в Государственной Думе таким людям не должно быть места. Там должны быть честные и прямые русские люди, горячо любящие Россию. Конечно, попадут в эту Думу и представители инородцев, проживающих в России; Россия никому зла не желает, инородцев ни в вере, ни в языке, ни в обычаях жизни не стесняет. Но инородцы должны хранить верность русскому царству; наряду с русскими людьми они должны заботиться о том, чтобы русское царство было единым, нераздельным, могучим и грозным для врагов внутренних и внешних, чтобы государственное единение всех племён, населяющих Россию, было крепко и нерушимо. И о том должны заботиться наши народные избранники в Государственную Думу, чтобы русский народ оставался первым в государстве, чтобы инородцы не имели пред ним преимуществ и выгод, а это, нужно сказать, часто у нас бывало и бывает. Пусть всем племенам будет равенство, а русскому народу первенство, первенство и его православной вере, и его государственному языку.
Любящие Россию народные представители в Государственной Думе должны помнить, что и отдельные сословия или части русского народа тоже не должны выдвигаться одни перед другими, что, заботясь о крестьянах, например, не надо обижать и землевладельцев, а заботясь о рабочих, не надо стеснять и обижать работодателей. Всё должно быть по Божьему, любовно и справедливо.
С большим вниманием, с большой серьёзностью надо отнестись к выборам. Надо всем, имеющим право избрания, непременно участвовать в выборах: иначе добрые не пойдут, а злые обязательно придут, и тогда всё дело испортят. Надо быть очень осторожным, подавая голос за того или другого представителя, и твёрдо дознать, принимает ли он всё то, чего требует совесть православного русского человека, о чём мы и сказали вам сейчас в настоящей нашей речи: иначе мы свою судьбу доверим нашим врагам и погубителям. Пусть этого не случится!
Бог в помощь доброму делу!

 
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх