Кавказским ветеранам (Речь при открытии Общества казаков-ветеранов, боевых товарищей Кавказской войны, участвовавших в боях до 30 августа 1864 года. Сказана 14 сентября 1908 года в станице Ново-Александровской, Кубанской области.)

Кавказским ветеранам (Речь при открытии Общества казаков-ветеранов, боевых товарищей Кавказской войны, участвовавших в боях до 30 августа 1864 года. Сказана 14 сентября 1908 года в станице Ново-Александровской, Кубанской области.)

Дорогие мои земляки-станичники.

Благодарю Бога за то, что не только вижу ваши дорогие лица, знакомые с детства, но и могу молитвой открыть ваш братский союз ветеранов-казаков, боевых товарищей Кавказской войны, – союз, имеющий такие высокие задачи, как укрепление доброй семейственности, трезвости, патриотизма, порядка и добрых нравов в станице. Благодарю вас и за избрание меня сочленом вашего союза. Я вспоминаю время, когда вы все были ещё полны сил, когда лились ваши бесконечные рассказы о минувших днях бранных трудов, в которых принимал участие, нередко с опасностью для жизни, и мой отец, ваш бывший священник. Тогда вы были молоды, теперь вы – старцы и все подходите к тому семидесятилетнему пределу, который древний и святой воин, царепророк Давид, указал человеческой жизни. Вы помышляете о смерти, вы хотите провожать друг друга до могилы, вы хотите поминать умерших товарищей молитвой. Доброе и святое дело!

Но неужели бы вы захотели, чтобы дух Кавказских героев также умер вместе с вами? Неужели бы вы хотели, чтоб он не перешёл на ваших сыновей, внуков, правнуков и на всех ваших потомков?

Никогда я не поверю этому: такое явление невозможно. Семя, брошенное в землю, должно дать росток и плод. Чувства любви к родине и к Царю, преданности святой Церкви и вере, бесстрашие при исполнении долга, готовность умереть за Россию, желание видеть Россию великой, могучей и славной, – всё то, чем были сильны Кавказские воины-герои, всё это не может умереть, не может погибнуть.

Правда, мы знаем, что молодым казакам теперь грозят опасности, которых вы не знали; их стараются сбить с пути истины и долга внутренние враги нашей родины разными нечестивыми и обманными учениями. Но этим врагам можно противостать с такой же духовной силой, с какой вы некогда противостояли врагу внешнему и в Дагестане, и в Чечне, и в горах западного Кавказа, и под Александрополем, и под Карсом, и на Дунае.

Правда, среди молодых казаков, под влиянием ложных учений, могут оказаться слабые, недостойные, бунтовщики, изменники. Но разве их нельзя заклеймить позором, как это делали в старину с теми немногими изменниками, которые, как, например, известный вам Пирожок, перебегали к горцам и с ними вместе нападали на русских? Разве эти изменники задержали русские победы? Разве они остановили славные русские войска? Они погибли бесславно, они бежали в Турцию, их мучила всю жизнь совесть, проклятие тяготело над их душами, но дело русское было сделано, победа и торжество остались за верными своему долгу воинами, а не за изменниками. И ныне, при наших испытаниях и изменах вокруг нас, всё-таки, в конце концов, победят верные Богу, Царю и России русские люди, а не предатели. За верными – Бог, за верными – правда, за верными – чистая совесть.

Мне невольно вспоминается здесь рассказ, слышанный в детстве от моего отца, участника Кавказской войны.

Священник и псаломщик в Великую пятницу, совершив вынос плащаницы и окончив службу Божию в одной станице, должны были проскакать верхом на лошадях ночью в другую, соседнюю станицу, чтоб и там совершить тот же священный обряд. Время было опасное; ехать надо было лесом; везде были засады горцев. Лучше других знал обычай нашей Церкви один перебежчик к горцам, изменник русский, принявший мусульманство, Ахмет. Знал он, что неминуемо в эти дни придётся причту ехать лесной дорогой, и вместе с другими черкесами решил захватить в плен священника и псаломщика, в надежде получить за них хороший выкуп. Ночью скачут священник с дьячком, торопясь на своё дело, и неожиданно подвергаются нападению; лошадь священника умчала его назад, дьячок же был взят в плен, привезён в недалёкий аул, брошен в яму-темницу. Сидит Ахмет, радуется удаче, ждёт выкупа. А дьячок просидел день в яме, дождался ночи, и как только спустилась тьма в эту ночь, когда крещёный мир празднует Пасху, праздник праздников, запел он, подавляя в себе горе и уныние, святые и вечно радостные пасхальные песни. Лежит он, и все громче и громче несётся его пение: «Христос воскресе из мёртвых!», «Воскресения день!», «Светися, светися!», «Пасха красная!», «Радостию друг друга обымем!», «Простим вся воскресением!»...

Проснулся Ахмет от этих звуков, вышел из сакли, слушает... Слушает, и не в силах он побороть охватившее его волнение; слушает, готов бы перерезать горло певцу, чтоб уйти от этих слов, от этих знакомых звуков, и не в силах двинуться с места. Стоит он, как зачарованный, весь подавленный вдруг нахлынувшими властными воспоминаниями. Как буря они налетели на него и захватили всё его существо: картина за картиной встаёт в его душе. И чудится ему дальняя родина, теперь ему чужая, и некогда близкие люди, теперь ему враждебные, и родная церковь, и огни, и пасхи, и святая ночь, и христосованье, и разговенье, и светозарная радость светозарного дня... А дьячок всё поёт, всё поёт пасхальную заутреню. Что это? Весь дрожит от рыданий Ахмет, не в силах сдержать слёз, что сами льются из очей; он торопливо идёт, седлает лошадь, седлает другую, подходит к заключённому, освобождает его из ямы; вот они скачут молча на опушку леса, вот углубляются в лесную дорогу. Ахмет отпускает пленника, дарит ему лошадь: «иди, скачи скорее домой к празднику!»

Скоро дьячок встретил своих: то выехали по возвращению священника казаки искать пленника и целые сутки его ищут; и вот, они все вместе въезжают на рассвете в станицу; церковь ещё горит огнями, народ ещё в храме, уже в конце пасхальная служба. Стал дьячок на клирос, и никогда не пел он так хорошо, так звонко и воодушевлённо, как в эту ночь, когда Христос Воскресший вывел его из тьмы преисподней...

Разве и вы не знаете одного своего станичника, который взят был в плен, увезён в Турцию, сделан мусульманином, имел там семью и детей, но через много лет бежал сюда, в родную станицу, и всё говорил, что как только он, бывало, живя в Турции, закроет глаза, «всё ему представляется», «всё представляется»?..

Итак, отчего бы, по примеру вашему и рядом с вами, не образоваться особому братскому военному союзу вообще служивших казаков станицы, чтобы сохранить добрые заветы верности долгу, чтобы воспитывать молодые поколения в духе преданности Богу, Царю и родине, чтобы поддерживать добрую семейственность, трезвость и хозяйственность, чтобы собираться в известные дни и в церкви и в народном доме помолиться, поддержать друг друга, послушать доброе чтение и хорошую книгу? Пусть такой «Казачий союз за веру, Царя и отечество» существует рядом с вами, пусть будет иметь и своё правление, председателя, свои собрания... Одно его существование, его громкое и открытое исповедание веры и верности отрезвит немногих, сбитых с толку изменников, и их совесть заговорит, и они почувствуют себя чужими и в семье, и в обществе. И они вспомнят предания веры и верности и то ясное спокойствие духа, которое служит наградой всякому человеку, исполняющему долг, и которого нет и быть не может у того, кто вступил на путь неверия, бунта и измены.

Откройте при таком союзе и братство трезвости, и библиотеку-читальню, устройте раздачу хороших книг. Вы сделаете этим великое дело. Вы передадите бессмертный дух героев Кавказской войны вашим потомкам. Вы исполните слово святого Писания: «умер праведник – и как бы не умер: он подобного оставил после себя».

Тогда легко вам будет и дожить вашу жизнь, и легко умереть. Аминь.


*Речь при открытии Общества казаков-ветеранов, боевых товарищей Кавказской войны, участвовавших в боях до 30 августа 1864 года. Сказана 14 сентября 1908 года в станице Ново-Александровской, Кубанской области. Участники Общества – все старцы, рождённые в 40-х годах; задача Общества – способствовать укреплению семейственности, трезвости и патриотизма в станице, а также помогать своим членам в болезнях, несчастьях, участвовать при погребении умерших сотоварищей и поминать их молитвой.


Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх