Какая должна быть народная школа

Какая должна быть народная школа

К последним спорам о судьбе церковной школы

Бывший постоянным предметом спора и соревнования разных ведомств вопрос о народной школе теперь близится к окончательному своему разрешению. В Русской Православной стране самой основной и первой организацией будет, несомненно, возрождаемый православный приход. Приход и будет ближайшим хозяином народной школы. Православное же наше население и доселе охотнее получало земскую школу только потому, что земство не требовало от населения средств на содержание школы, прекрасно оборудованной тоже на народные средства, но собиравшиеся не попрошайничеством, а почти принудительным земским обложением. Церковная же школа всегда должна была прибегать к выпрашиванию особых средств у населения; это и раздражало крестьян против церковной школы.

Объем же программ школы земской и церковной мало интересовал крестьян, да он и совершенно одинаков у них, вопреки всем лживым уверениям врагов церковной школы. Однако и при этом православное население деревни всегда любовно относилось к направлению церковной школы, научающей детей молитвам, чтению и пению в церкви; с любовью относилось оно и к учащим церковной школы, как лицам, несомненно, церковным по настроению и поведению (за неизбежными печальными исключениями), отличая их от учащих земских школ, среди которых значительно больше малорелигиозных лиц, что так разительно проявляется именно теперь по некоторым уездам епархии в отношении крестьян к земским учащим.

Когда хозяином народной школы явится самоуправляющийся православный приход, то он непременно потребует от школы для своих детей именно того, что доселе хорошо давала церковная школа: церковного направления, обучения церковному пению и чтению, приучения к хождению в храм и к церковным обычаям. Таким порядком именно тип церковной школы и будет признан самим народом как самый желательный для него: народная школа будет в собственном смысле приходской.

Исходя из всего сказанного сам собою напрашивается ответ духовенства и учащих церковной школы на естественный запрос теперь о судьбе церковной школы, которую непрошеные радетели народа бесповоротно решают передать в Министерство, не спросивши о том самый народ, о благе которого они будто бы стараются. Ответ этот может быть только один: церковная школа непременно должна существовать, обеспеченная одинаково с земско-министерской, как вполне народная и как отстоявшая свою самостоятельность среди самых трудных условий своего существования с самого начала своей деятельности.

Духовенство и учащие церковных школ окажутся в самом ложном положении перед православным приходом, если теперь ответят уклончиво о судьбе церковной школы или решительно присоединятся к голословным резолюциям разных съездов, уничтожающих самостоятельную церковную школу. Православный приход, как хозяин, создавая у себя приходскую школу по образцу церковной, справедливо укорит тогда духовенство и учащих церковных школ и отстранит их от самостоятельного руководства школой, как отрекшихся от нее в трудную пору ее судьбы в настоящее переходное время. Полагаю кратко сказанного довольно для ясного заявления определенного голоса духовенства и учащих о судьбе церковной школы.

Пермь. 19 апреля 1917 года

Наверх