Как веровать и каяться делом

Как веровать и каяться делом

Божественный наш Учитель Иисус Христос в проповеди к народу открыл два условия спасения – покаяние и веру. Часто слышим и мы в церквах повторение этого призыва, но не умеем применить его в жизни. В самом деле, как веровать, как каяться делом? Сначала скажем о вере жизненной. Веровать – это значит при слушании евангельского учения соглашаться с ним умом и сердцем, как дети беспрекословно принимают в душу учение отеческое или материнское. Но этого мало, как солнце естественно сияет миру, так вера сверх согласия ума и сердца должна проявить себя на деле. Хотя ум и сердце и соглашаются с истинами Божественными, но мы еще не имеем веры, если дела наши несогласны с евангельским учением. Как веровать делом, учит, между прочим, нас жена-хананеянка. Эта бедная мать-язычница, по сказанию Евангелия, имела дочь бесноватую. Матерям Господь дал свойство – любовь, и, когда дети их поражены болезнью, матери переносят эту болезнь, как свою. Так болела и хананеянка. Подходит она к Спасителю и говорит: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов», – не дочь помилуй, но меня. Как будто она сама болела. Какая высота! Какое великое чувство! И что же, Иисус Христос ни слова не отвечает на вопрос из желания показать открыто ученикам жемчужину веры жены-язычницы. Тогда ученики просят Его: «Отпусти ее, потому что кричит вслед за нами». Спаситель коротко говорит им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но она забегает вперед и кричит: «Господи! Помоги мне«. Скорбь понуждает ее видеть во Христе Господа, просвещает ее душу до высоты богопознания.

Спаситель же еще холоднее отвечает на крик хананеянки: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Он сравнивает плачущую жену с псом. Последняя не удивляется, потому что иудеи считали язычников псами, как турки зовут гяурами христиан. Еще смиреннее и неотступнее хананеянка восклицает: «Господи, ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих». Поразительное смирение! И кончил Господь испытание жены, уже не отказывает ей в помощи, но открывает перед ней всю сокровищницу благодати. «О, жено, велия вера твоя, она вся сказалась в терпеливой мольбе твоей».

От описанной истории взоры наши обращаются к современным семьям, где протекает своеобразная жизнь. Как теперь, особенно в мужах христианских, ослабела вера: ради куска хлеба они скрывают христианские взгляды, ради удовольствий и обеспечения жизни без колебаний отказываются от Христа. Ныне у жен и матерей уже не дочери бесноваты, а мужья и дети заражены болезнью холодности и безразличия к Богу. И вот тут современным женам надо показать веру делом, показать, как гореть огнем ее, и других необходимо привлечь ко Христу примерами своей безупречной жизни. Подобное неотразимое влияние женских душ, не зараженных злом, весьма уместно ныне.

Дети нашего времени переросли своих родителей в свободном отношении к вере, и матерям надо плакать о том, что дети не похожи на них духовно, не подчиняются авторитету иногда ни отца, ни матери. Для таких детей отцом является, по слову епископа Феофана, диавол, и оскорбление родителей и неповиновение им лишают дитя благословения Божия. Матери, матери!

Покажите свою твердую настойчивость и терпение в приведении к вере детей и мужей, как жена-хананеянка терпением и верой достигла дара исцеления бесноватой дочери.

Кроме веры, для спасения нужно покаяние, по слову Христову: «Покайтеся и веруйте». Что значит каяться?! Это значит сожалеть о том, что мы грешим, и стараться не повторять более прежних грехов. Святитель Василий Великий говорит: «Кается тот, кто самим делом оставляет свои согрешения». Без подобного покаяния никто не спасается. Как в земные палаты нельзя войти прямо, а прежде проходят притвор-переднюю, так для достижения Небесного Царства надо вступить еще на земле в притвор покаяния. Стыдно бывает ныне явиться куда-либо на пир в грязной одежде, тем более невозможно войти в Царство Небесное, куда, по слову апостола Иоанна Богослова, не войдет... ничто нечистое. Если кто скажет: «Мы не умеем каяться, мы не умеем сокрушаться о грехах», в таком случае можно располагать себя к сокрушению хотя бы с рассуждением такого рода: «Господь ради нашего спасения принял «рабий зрак», лег в ясли и смирился до крестной смерти». А мы так горды, упорны и своевольны, что и ради Христа ни перед кем не хотим смириться. Господь терпел гонения. А мы? Мы бежим поруганий, боимся потерять наслаждения жизни, сколько здесь причин и печали. Христос же плакал, тосковал, тужил и услышан был от благоговейности. А мы и мало не хотим поплакать, поскорбеть о великих своих согрешениях, огорчая Отца Небесного. И выходит, что в нашем лице дети бегут от отца, ученики не слушают своего наставника, хотя их наставляет благодать Божия. Как не укорять себя, как не каяться, как не воздыхать и не сокрушаться душой! Лучше не видать этого света, чем быть неблагодарными Господу. Будем же каяться и приобретать веру от дел – и сподобит нас Господь Своего Небесного Царства, которое вечно. Аминь.

Наверх