ИАСОН И СОСИПАТР. Православная энциклопедия
[греч. ᾿Ιάσων κα Σωσίπατρος], апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня). Согласно Деян 17. 1-9, И. принимал в своем доме апостолов Павла и Силу во время их пребывания в Фессалонике. В результате возмущения «неуверовавших Иудеев» (Деян 17. 5) против проповеди апостолов Павла и Силы последним пришлось бежать в г. Веррия (Бероя, ныне Верия, Греция). И. же и нек-рых братьев возмутившаяся толпа повлекла «к городским начальникам» (Деян 17. 6) и обвинила их перед лицом правителей в сотрудничестве с Павлом и Силой, к-рые «поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян 17. 7). Но в конце концов И. вместе с др. христианами был отпущен или под залог, или под чье-то поручительство (Деян 17. 9: «получив удостоверение (греч. τὸ ἱκανὸν)»). Т. к. греч. имя Иасон употреблялось евреями диаспоры в качестве эквивалента евр. имен Иешуа и Иошуа, вполне вероятно, что И. был эллинизированным иудеем, обращенным в христианство ап. Павлом во время проповеди в фессалоникийской синагоге (Деян 17. 1-4) (Gillman. P. 649). И., по-видимому, был состоятельным человеком, и его дом мог служить местом собрания для фессалоникийской общины. Нек-рые библеисты высказывали предположение, что гнев толпы против И., возможно, вызван не только фактом проживания у него апостолов, но и активностью самого И. и др. христиан Фессалоники (Jewett. 1986. P. 117), что могло привести к продолжению гонений на Церковь в Фессалонике (см., напр.: 1 Фес 2. 14).
В Деян 20. 4 имя Сосипатр представлено в сокращенной форме - Сопатр (σώπατρος). Этим именем назван сын Пирра из Веррии (полный вариант имени в этом стихе приводится только в очень поздних визант. манускриптах НЗ и воспроизводится в синодальном переводе). Евангелист Лука упоминает его среди тех, кто сопровождали ап. Павла в его путешествии через Македонию на пути в Иерусалим. На основании Деян 20. 5-6 можно предположить, что С. вместе с др. христианами был с ап. Павлом в Троаде.
В Рим 16. 21 ап. Павел приветствует рим. общину от лица И. и С., называя их «сродниками», что, по всей видимости, указывает на их евр. происхождение (ср.: Рим 9. 3). Хотя среди совр. исследователей высказываются сомнения относительно тождества И., упомянутого в Деян 17. 5-9, с Иасоном из Рим 16. 21 (Gillman. P. 649). Мн. позднеантичные и средневек. толкователи (см.: Orig. Comm. in Rom. 39 // PG. 14. Col. 1288; Ioan. Chrysost. In Rom. 32 // PG. 60. Col. 677; Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 16 // PG. 124. Col. 557) считали, что в этих отрывках НЗ речь идет об одном и том же И. Кроме того, вполне правдоподобно, что И. и С. помогали Павлу доставить денежные пожертвования, собранные в общинах «Македонии и Ахайи» (Рим 15. 26), будучи, как предполагает, в частности, Дж. Данн, «представителями церквей Павловой миссии» (Dunn. 1988. P. 905). И. и С. упоминаются в визант. списке апостолов от 70 Псевдо-Дорофея Тирского (VIII-IX вв.).
Почитание в Византии
Житие И. и С. было написано не позднее 2-й пол. X в. и сохранилось в единственной рукописи XI-XII вв. (Paris. gr. 1534). Оно было издано трижды: в 1848 г.- А. Мустоксидисом, в 1909 г.- К. Дукакисом (с добавлениями) и в 1998 г.- Б. Киндтом (с комментариями и переводом на франц. яз.).
В Житии сообщается, что И. происходил из г. Тарс, С.- из г. Патры в Ахайе. И. был рукоположен ап. Павлом во епископа родного города, С.- Иконии. Прибыв на о-в Керкира, апостолы построили ц. во имя архидиак. первомч. Стефана, где совершали литургию, проповедовали и крестили. Это стало известно правителю острова Керкилину. Он приказал И. и С. принести жертвы богам и, получив отказ, посадил их в темницу, где находились разбойники Саторний (Саторнин), Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу, и, когда узники исповедали истинного Бога, темница наполнилась благоуханием. Это заметил надзиратель по имени Антоний. Он вошел в темницу, И. крестил его вместе с узниками, к-рые впосл. приняли мученическую кончину (см. в ст. Саторний и др. мученики Керкирские). На следующий день Керкилин послал воинов за Антонием, и они рассказали правителю, что надзиратель стал христианином. Царь пришел в темницу и спросил, зачем он почитает чужого Бога. В ответ Антоний перекрестился, за что ему отрубили сначала правую руку, затем левую и обе ноги. Тогда мученик взмолился Богу. Грянул гром, и огонь с неба сжег жену и двоих детей Керкилина. После этого Антоний был обезглавлен. Ночью пресв. Феодосий с братьями тайно взяли тело мученика и с почестями похоронили в ц. архидиак. Стефана. Через 2 дня правитель вызвал И. и С. во дворец, где по молитве И. некий маг, демонстрировавший свою власть над растениями и камнями, был превращен в каменного истукана. Свидетели этого чуда воскликнули: «велик Бог Иасона и Сосипатра!», и многие из них обратились ко Христу, в т. ч. и дочь царя Керкира. Разгневанный царь заключил апостолов под стражу. Преследуя христиан, Керкилин поплыл на соседний остров и утонул. И. и С. были освобождены из темницы и снова проповедовали имя Христово. Новый правитель острова Датиан призвал апостолов и, увидев их непреклонную веру, приказал бросить С. в железный котел со смолой и с воском. Апостол сказал: «Аминь», шагнул в котел и предал душу Господу (автор сообщает, что это произошло 26 апр.). Впосл. Датиан раскаялся, он просил И. молиться за него, и апостол крестил царя с именем Севастиан. На острове стало быстро распространяться христианство. Царь построил ц. во имя ап. Андрея, куда поместил мощи С., а также «великую церковь». Когда умер 10-летний сын правителя, по просьбе матери апостол воскресил мальчика. И. изгонял бесов, исцелял больных. Незадолго до смерти ночью он услышал голос, к-рый объявил ему время кончины. Апостол собрал пресвитеров и мирян, последний раз наставил всех в вере Христовой и 29 апр. в возрасте ок. 60 лет почил в мире. Его с честью похоронили рядом с С. По мнению нек-рых зап. исследователей (напр., Р. Обер), сказание о проповеди апостолов на о-ве Керкира носит легендарный характер и появилось с целью показать, что учреждение Керкирской Церкви восходит к апостольским временам. По фессалоникийскому преданию, дом И. был на месте мон-ря Влатадон в верхнем городе.
Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), И. и С. также обратили к вере Зинона, Евсевия, Неона и Виталия, которые претерпели мученическую кончину при правителе Керкилине (см. в ст. Саторний и др. мученики Керкирские). Краткие сказания об И. и о С. содержатся в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) и в Императорском Минологии 1034-1041 гг.
По мнению археологов, совр. ц. во имя И. и С. в г. Керкира была построена на месте разрушенной древней ц. ап. Андрея. П. Л. Вокотопулос датировал ее постройку кон. X - нач. XI в. (AnBoll. 1998. Vol. 116. P. 256). Под этим названием церковь впервые упомянута в XVI в. в хронике Георгия Сфрандзи. Базилику св. Керкиры в Палеополи (пригород Керкиры) отождествляют с упомянутой в Житии И. и С. «великой церковью»; по мнению А. Мармораса, она была построена на месте дворца царя Севастиана (Marmoras. 1902. P. 132).
Мощи И. находятся в ц. И. и С. в г. Керкира; глава С. хранится в монастыре Осиос Лукас близ Фив. Частицы мощей апостолов хранятся также в мон-ре Пресв. Богородицы Палеокастрицы на о-ве Керкира (Λέκκος. 1998. Σ. 276), в Киккском монастыре на Кипре и в монастыре прп. Дионисия на Афоне (Meinardus. 1970. S. 196). В 1625 г. архим. Кирилл из лавры св. Саввы Освященного (племянник Иерусалимского патриарха Феофана) привез в дар рус. царю Михаилу Феодоровичу частицу мощей И. (Муравьев. 1860. С. 28).
Память И. и С. отмечается в визант. календарях 27, 28 или 29 апр., в совр. календаре греч. Церквей - 29 апр., в календаре РПЦ - 28 апр. Память С. вместе с памятью апостолов от 70 Ерастом, Олимпом, Родионом, Квартом и Тертием празднуется 10 нояб., в синаксарном повествовании на этот день говорится, что именно о С. в Послании к Римлянам пишет ап. Павел (SynCP. Col. 209). Кроме того, память С. в нек-рых визант. синаксарях отмечается 30 июня - в Соборе 12 апостолов (Ibid. Col. 786).
В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) под 12 июля отмечена память И. вместе с памятью сщмч. Мнасона Кипрянина из Деян 21. 16 (PL. 124. Col. 251A), с к-рым ошибочно отождествляют И. Память С. приходится на 25 июня; он отождествляется с Сопатром из Деян 20. 4, но в отличие от визант. традиции в тексте Деяний св. апостолов не упоминается о происхождении С. из г. Патры в Ахайе о и его епископстве в Иконии (PL. 124. Col. 189, 191A).
Гимнография
Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 274) 27 апр. без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память И. и С. не отмечается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. С. 59) 28 апр. указаны посвященные И. канон, цикл стихир и 3 седальна. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) в день памяти И. указаны канон авторства Иосифа 2-го гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 148) память И. отмечена 28 апр. без богослужебного последования.
Начиная с ранних редакций Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 211), 28 апр. к памяти И. прибавляется память С.; указывается отпустительный тропарь ᾿Απόστολοι ἅγιοι̇ ( ). В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 28 марта отмечается память И. и С. и мучеников Максима и Дады; помещены краткие богослужебные указания, в соответствии с к-рыми последования святых соединяются со службой праздника Преполовения Пятидесятницы. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 28 апр. последование И. и С. соединяется с последованием мучеников Максима и Дады; служба совершается по типу «два малых святых без знака»; апостолам назначаются отпустительный тропарь 3-го гласа и кондак 4-го гласа Такой устав службы сохраняется в слав. богослужебных книгах до наст. времени.
Последование И. и С., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь ᾿Απόστολοι ἅγιοι̇ ( ); кондак 2-го гласа Τοῖς δόγμασι τοῦ Παύλου (Учениями Павла) - в греч. Минее, 4-го гласа - в славянской; в греч. Минее помещен анонимный канон 2-го гласа без акростиха, ирмос: Δεῦτε λαοί̇ ( ), нач.: Τῷ τοῦ Χριστοῦ βήματι (Суду Христа), в слав. Минее - канон авторства Иосифа, греч. оригинал которого известен по рукописям (см.: AHG. T. 8. P. 340-348), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τὸν κλεινὸν ᾿Ιάσονα ὑμνῶ προφρόνως̇ ᾿Ιωσήφ (Славного Иасона воспою ревностно. Иосиф), ирмос: ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον̇ ( ), нач.: Ταῖς τῶν ἀγγέλων συνὼν ὁμηγύρεσι ( ); разные циклы стихир-подобнов, разные седальны, экзапостиларий (только в греческой).
В рукописях встречаются песнопения И. и С., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон И. 1-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах без акростиха, ирмос: Τὸν Θαραὼ σὺν ἅρμασι̇ ( ), нач.: Τὸν αἰωνίως κλείσαντα (Вечно заключенного); канон И. 4-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах без акростиха, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ ( ), нач.: Μετήγαγεν ἡμῶν ὁ Δεσπότης (Направил нашу Господь); канон И. и С., составленный гимнографом Иовом, с акростихом Μέλπω τὸν ᾿Ιάσονα σὺν Σωσιπάτρῳ. ᾿Ιώβ (Пою Иасона с Сосипатром. Иов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ ( ); нач.: Μετὰ πασῶν τῶν φωτοφόρων τάξεων (Вместе со всеми светоносными чинами) (Ταμεῖον. Σ. 193).