Хороший ученик. Слово в день апостола Луки, в день празднования годовщины открытия Ставропольской мужской гимназии. 31.10.1893 г.

Хороший ученик. Слово в день апостола Луки, в день празднования годовщины открытия Ставропольской мужской гимназии. 31.10.1893 г.

Целует вы Лука, врач возлюбленный (Кол. 4, 4).

В настоящий день, посвященный Церковью памяти святого апостола и евангелиста Луки, мы воспоминаем годовщину основания нашей гимназии, 56 лет назад в этот самый день открытой в личном присутствии в Бозе почившего Государя Императора Николая Первого. Так перст Божий указал нам на святого Луку, как на небесного покровителя нашего учебного заведения. К нему, к его жизни и деятельности, и обратимся за назиданием в сегодняшний торжественный праздник. За сведениями о жизни и деятельности апостола естественнее всего обратиться к его священным творениям - к Евангелию и к книге Деяний Апостольских. Но напрасно искали бы мы здесь какого-либо указания святого Луки на себя и на свою жизнь. Апостол был скромен и смирен сердцем; даже в таких случаях, когда, по-видимому, по ходу повествования невозможно обойти молчанием своего присутствия и участия в событии, и тогда святой Лука умеет скрыть свое имя. Но и то, что мы знаем о святом Луке из мимолётных и кратких замечаний о нём его учителя - св. апостола Павла, и из немногих преданий о нём, оставшихся в творениях древних отцов и учителей Церкви, делает жизнь его и деятельность глубоко назидательными. Да, не без причины 58 лет тому назад отдали нас с вами небесному покровительству святого Луки. Он в особенности близок к вам, учащиеся юноши и дети; и его жизнь и нравственные качества имеют полное приложение к вашему теперешнему состоянию. Он, подобно вам, был человеком науки: апостол Павел называет его врачом (Кол. 4, 14), предание церковное указывает на него, как на человека, получившего основательное образование в учёном центре своего времени - городе Антиохии, как на знатока иудейского закона, греческой философии, как на языковеда и, наконец, художника (свидетельство Никифора Каллиста). Все это можно заметить и из его писаний, который изобличает в нем высокое знание языка и умение писать с соблюдением принятых между образованными людьми того времени литературных приёмов.

Но не из одной науки почерпается истинная мудрость, и не одна наука может сделать человека человеком: без религиозного образования она светит, но не греет, без нравственного развития она делает человека односторонним и приносит вместо пользы вред. Так, когда растение открыто действию солнца, а почва, на которой оно растёт, лишена необходимой влаги, то и солнце, обыкновенно благотворное и необходимое для растения, на этот раз иссушает и убивает его. Подобным образом и душа наша, развив силы ума, но пренебрегши развитием сердца, делается сухою, черствою, себялюбивою. Не из одной науки языческой почерпнул истинную мудрость и святой Лука. Он слушал Господа Иисуса Христа, и семя учения Его пало на добрую почву. Он не был избран в число двенадцати апостолов, но посылаем был Господом в числе семидесяти других учеников Его. Напрасно мы искали бы в Евангелии смиренного Луки свидетельства о себе, указания на его чувства к Господу Иисусу Христу, но его любвеобильное сердце, его глубокая привязанность к Господу видна из тех слов, которые принадлежат ему в повествовании о явлении Воскресшего Господа двум апостолам на пути в Эммаус в первый день по воскресении Христовом. Древность единогласно признаёт одним из этих путников самого евангелиста Луку, хотя сам он, наименовав другого путника - Клеопу, о себе умалчивает с обычною скромностью. Путникам является Христос, но не узнается ими; Он спрашивает их о предмете их беседы и о причине того горя, что написано у них на лицах. Видно, велика была скорбь апостола, когда он заплаканными глазами, растерзанным сердцем не узнал своего, только что умершего Учителя. И какое глубокое горе слышится в его ответе вопрошающему: «Неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни?.. Что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всеми людьми... Как предали Его первосвященники и начальники наши на осуждение смерти и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…» На любовь ученика и Господь отвечает любовью, и утешает его чудесным даром ведения писаний и радостью неизглаголанною, когда Он познался ему в преломлении хлеба.

Но скоро святой Лука, вследствие гонений на христиан в Иерусалиме, отправляется в родной свой город - в Антиохию, и несёт ему в благодарность за воспитание самое великое в мире сокровище - веру Христову. Исполненный Духа Святого, мог и он вместе с другими апостолами выступить на самостоятельный путь благовестия Христова. Но нежное, любвеобильное сердце его указало ему путь жизни другой, менее славный, смиренный и безвестный, но бесконечно высокий и ценный в очах Божиих: он делается учеником и спутником св. апостола Павла, - и какой это был ученик! Он разделял с апостолом языков его тяжелые путешествия, его опасности, его страшное кораблекрушение; он посещал его в тюремных заключениях, сначала в Кесарии, потом в Риме. В то время, когда свирепый Нерон воздвиг гонение на христиан, когда на этих безвинных страдальцев возведено было обвинение в поджоге Рима, когда христиан зашивали в шкуры зверей и отдавали на растерзание, а других обёртывали горючими веществами и, зажигая, устраивали из них живые факелы в увеселительных садах Рима, - в то время, когда началась эта страшная жизнь, которая должна была окрестить кровью новорождённую Церковь Христову, когда язычество упивалось этою кровью сынов Божиих, - в это время великий Павел томился в римской тюрьме. Христиан искали, чтобы на них обратить месть народа за поджог Рима; во главе обвинителей стоял сам император, которого молва народная обвиняла в поджоге города; один сочувственный взгляда на Павла, разговор с ним, посещение его темницы способны были выдать христианские убеждения и подвергнуть страшной участи быть замученным. В это время все оставили престарелого и больного узника-апостола, сердце которого жаждало утешения и общения с близкими, но не оставил его Лука, его преданный Лука, врач возлюбленный, которому выпало теперь на долю врачевать и душевные тревоги великого апостола. Вот что пишет святой Павел Тимофею, другому своему ближайшему и возлюбленному ученику: «Я уже приношусь в жертву, и время моего отшествия близко... Приди ко мне скоро. Все оставили меня... Один Лука со мною (2 Тим. 4: 6, 9-10). Так во всех злоключениях и горьких невзгодах великого Павла неизменною отрадою, постоянным утешением, постоянною земною радостью было для него благородное сотоварищество, верная преданность, неизменная любовь ученика - святого Луки. Он же, Лука, сделался жизнеописателем Павла, ни одним словом не обмолвившись о себе; он, наконец, по свидетельству древнего предания, и смертью своею запечатлел в Риме преданность и любовь к своему учителю. Он усвоил себе его учение в совершенстве, он мыслил его мыслями, говорил его словами, так что его Евангелие долгое время безразлично называли то именем его, то именем Павла.

Скажите теперь, не образец ли это ученика, которым могут радоваться все учители всех времён и подражать которому могут наилучшие ученики всяких школ? Примите же себе, дорогие питомцы, святого Луку за образец в своих отношениях к вашим наставникам и воспитателям и вообще к тому учебному заведению, в котором вы обучаетесь. И прежде всего научитесь, с одной стороны, смирению и скромности в суждении о себе, о своих познаниях, успехах и способностях, с другой - почтению и уважению к воспитывающей вас школе. Знайте, что как сытый не думает о пище, так гордый не думает о своём усовершенствовании, а в деле умственного и нравственного развития тот, кто не идёт вперед, неизбежно идёт назад. Вы поступили сюда учиться, а не учить: доверьтесь же вашим руководителям, отдайте им свое сердце, подчиняйтесь требованиям школы, а не обсуждайте их высокомерно. Нет ничего легче, как осуждать и порицать, но как часто в этом сказывается самое глубокое невежество и непонимание! Помните, что учебно-воспитательный строй школы не вчера явился, он опытом оправдан и всецело задуман и рассчитан в целях вашей пользы; помните, что блажени нищии духом, т. е. смиренные, что только алчущие и жаждущие истины насытятся ею. При таком отношении к школе все мы будем составлять как бы одну большую семью, дружную, сплоченную, крепкую и оттого успешную в делах. Тогда, само собою, вы будете беречь честь школы, не станете ронять её в глазах других ни словами, ни действиями. Любовь к школе останется у вас на всю жизнь и, поверьте, принесёт вам и теперь и в будущем много пользы и утешения. Те, которые в годы учения не относились к воспитывающему их учебному заведению с любовью и почтением, сами не знают, какого драгоценного дара они лишаются. Всякая школа, как учреждение живое, имеет свой облик, свои предания, свое особое, как бы таинственное, благотворное воздействие на учащихся: но тайна эта открывается любви и преданности и сокрыта от равнодушия и холодности, и вот причина того, что часто люди «от нас изыдоша, но не беша от нас», у нас учились, но духа заведения себе не усвоили.

Любовь к учебному заведению поможет вам в настоящем усвоить с успехом то, что оно предлагает вам, а в будущем - остаться верными тем заветам, которые оно внушало вам в годы детства и учения. Не мне бы, младшему по возрасту и менее опытному из семьи ваших учителей и воспитателей, определять дух и заветы нашей школы, но они достаточно известны и не составляют тайны: тайна - в усвоении их и приобретении, и тайна эта, повторяю, открыта любви и преданности. Религиозность и трудолюбие - вот что завещает наша школа своим питомцам, вот что считает она необходимым условием успешности дел ваших в настоящем и залогом счастья и спокойствия и успехов в будущем. Сохраните эти заветы, умрите с ними. Как тяжело, до слёз тяжело иногда видеть, что юноша уходит от нас полным сил и подаёт самые лучшие надежды, а чрез несколько времени встречается нам уже знакомым с пороком, равнодушным к святой нашей вере, почти неспособным к труду! Это верный признак, что юноша не имел любви и преданности к школе нашей в годы учения. Иначе он не растерял бы так скоро лучших даров своих, не был бы так слаб при встрече с соблазнами и испытаниями. В любви великая созидающая и спасающая сила!

Да будет же у вас пред очами живой образ святого апостола и евангелиста Луки. Он своею кротостью, послушанием, любовью и преданностью стяжал себе любовь своего первого Учителя - Самого Господа Спасителя, и чрез это постиг Его святое учение, которое и оставил нам в своём Евангелии; он был возлюбленным учеником и другого своего учителя - святого Павла, и чрез любовь к нему вошёл в дух великого апостола. Подобно ему, пусть и у вас всё бывает любовью. Тогда и вы, чрез любовь и преданность школе и её деятелям, усвоите успешно всё, что они могут дать вам наилучшего! Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 53-58.

Наверх