Гибельная страсть 1903 г.

Гибельная страсть 1903 г.

И вопроси Его (Иисуса Христа) некий князь, глаголя: Учителю благий! что сотворив, живот вечный наследствую? Лк. 18:18

Этот весьма важный жизненный вопрос, предложенный Иисусу Христу одним из начальников иудейских, разрешен впоследствии времени, на пространстве веков, святыми угодниками Божиими самым положительным, решительным и достойным общего подражания способом: усердным исполнением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни и к многострастной плоти, крайним прилежанием о душе, существе бессмертном, и безвозвратным стремлением к жизни вечной. Примеров тому – неисчетное число и в древние, и средние, и новые времена.

Но послушаем, какой ответ дал Иисус Христос князю, или начальнику иудейскому на вопрос его: Что сотворив живот вечный наследствую? Господь отвечал ему: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и мать свою». Он же сказал: «Все это сохранил я от юности моей». Услышав сие, Иисус сказал ему: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной». Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Слышавшие это сказали: «Кто же может спастись?» Но Он сказал: «Невозможное людям возможно Богу» (Лк. 18:20–27).

На этих словах оканчивается нынешнее Евангелие. Из сказанного видно, что всякий, кто хочет наследовать жизнь вечную, должен соблюсти заповеди, которых существо есть любовь к Богу и ближнему. Иудейский начальник, по-видимому, соблюдал их и недалек был от Царствия Божия, но на поверку оказалось, что ему недоставало одного, и весьма важного, подвига, а именно оставить пристрастие к богатству, которое было идолом его сердца, удаляло от Бога и делало его жестокосердым к нищим и из-за которого он не мог искренне любить ни Бога, ни ближнего. Вот что значит страсть к богатству! Она глубоко коренится в сердце человека и неприметно подтачивает духовную жизнь его, как червь древесный – дерево. Человек, преданный страсти к любостяжанию, бывает, по-видимому, благочестив, молится всегда Богу, хотя поверхностно, соблюдает наружное целомудрие, честность в сношениях и делах с соседями и согражданами, отвращается лжи и клеветы; не прочь он и от милостыни, хотя по своему взгляду на нее, по своему понятию и вкусу или из тщеславия; когда же потребуется от него жертва большая, требующая его самоотвержения и лишения некоторого, когда небесная правда потребует от него, чтобы он сокрушил кумир, которому он усердно служил, который лелеял всегда, может быть сам того не замечая, – тогда оказывается, что он находится весь во власти этого кумира, т.е. любостяжания.

Тогда он вдруг охладевает к Богу и ближним; тогда не столь дорога ему и вечная жизнь, о которой он прежде помышлял и которой желал; тогда страсть к богатству оказывается у него как бы раком – известной болезнью в теле, который глубоко врезался своими корнями смертоносными в сердце его и губит его. Все добродетели, которые он прежде делал, заглушаются и как бы умирают, подобно семенам хлебным, заглушаемым дурной травой. Вот что называется, по известному народному присловию, «бочка меда, да ложка дегтя», как заражает одна страсть все добрые дела и разрушает их! А когда такая опасность душе бессмертной от любостяжания, то явно, что надо искоренять его усердной милостыней, презрением к роскоши, умеренностью во всем, постом и молитвой, убеждением себя в суете и тленности всего земного, в несравненном превосходстве благ вечных, непреходящих, пред благами тленными, грубыми, как дым исчезающими.

Поэтому, братья мои, мы должны исполнять не одну, не две или три только добродетели, а все по возможности, чтобы нам быть совершенными и не иметь недостатка ни в какой добродетели. Да будете совершенни и всецелы, ни в чемже лишены, – говорит святой апостол Иаков (Иак. 1:4). Будите убо совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть, – говорит Господь в Евангелии (Мф. 5:48).

Когда богатый юноша-начальник удалился от Господа с печалью и Господь сказал, что трудно войти уповающим на богатство в Царство Небесное, то ученики Господни спросили с удивлением своего Учителя: «Кто же может спастись?» Он сказал: «Невозможное человекам возможно Богу». Это значит, что Бог может благодатью Своей смягчить и уврачевать и сердце любостяжательного богатого, просветить очи сердечные, ослепленные корыстью, убедительно представить его уму и сердцу тленность и ничтожность земного богатства и вечность, несравненную красоту и сладость благ Небесного Царствия, которые он может получить взамен земных благ, – и невозможное сделается для него возможным, он будет щедро подавать милостыню нищим, коими прежде пренебрегал, будет преуспевать во всякой добродетели, восходить от силы в силу и таким образом удостоится жизни вечной.

Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы продолжением и пояснением, развитием Евангелия, оно излагает пред нами целый лик добродетелей христианских: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, мир, долготерпение, снисхождение и всепрощение и главу и корень всех добродетелей – любовь. Оно читается так: Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто имеет на кого жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3:12–16).

Итак, если желаем живота вечного, будем отрешаться от пристрастия к жизни временной и к благам временным, доколе не пришло время по необходимости оставить их, и облечемся в любовь к Богу и ближнему, которая есть совокупность совершенства; будем держаться мира со всеми, без которого никто не узрит Бога (Евр. 12:14), и поучаться непрестанно в славословии в храме и дома. Аминь.

Наверх