В неделю вторую по Пятидесятнице IV. Всех святых, в земле Российской просиявших. День Ангела на Руси

В неделю вторую по Пятидесятнице IV. Всех святых, в земле Российской просиявших. День Ангела на Руси

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу –

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

А. С. Пушкин

 

Величаем Тя, Триипостасный Владыко, Верою Православною

землю Русскую озарившего и святых сродников наших

сонм велий в ней прославльшаго.

 

Сегодня, други мои, на Руси День Ангела. Ежегодно, во второе воскресенье по Пятидесятнице, мы отмечаем память всех святых нашей Русской земли, угодников Божиих, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь православные христиане. Но нынче это празднование особенно величаво. Нынче мы отмечаем еще и знаменательную дату. 1000 лет прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом Крещении. То событие, когда призрел Господь на Русь и вдохнул в нее дух жизни.

И этот 1000-летний юбилей заставляет всех нас обернуться на историю, на пройденный, прожитый путь и особо оценить то событие, которое случилось так давно и которым и по сию пору живет Россия. И этого не могут не признать, не могут не оценить все живущие на земле независимо от своего мировоззрения и вероисповедания. Поэтому и звучит, и празднуется единодушно торжество и религиозное, и национальное, и государственное, и культурное. Современные ученые говорят, что с Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры. Именно поэтому весь мир от восток солнца до запад отмечает сегодня день 1000-летнего юбилея Крещения Руси.

Без Меня не можете творити ничесоже – сказал Господь. И сколько племен и народов ушли из истории в небытие, а россы, вскормленные благодатию Святого Духа, данною им Господом, как дар в Святом Крещении, стали великой Русью, Россией. Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим.

Люби ближнего своего, как самого себя – в этом весь закон и пророки. Как просто слово Божие! Как благо! Но сколько жертв и трудов требует, чтобы воплотить его в жизнь. 1000-летняя история показала всему миру, что только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит.

Хранит и нас Господь, пока мы храним это слово жизни – «любовь». А с чего началось, что пережито и как развивалось, кто был первым на этом нелегком пути, ведущим по жизни и в жизнь вечную. В кратком слове трудно охватить всё, но основное надо вспомнить.

Первый век – Христос – Сын Божий пришел в мир и все три года жизнью и словом являет миру новые моральные и духовные ценности, неслыханные доселе в мире. Любовь! Гимн любви! Любовь – даже до смерти! Любовь – к врагам! И кто может это слышать, и кто –воспринимать?

Двенадцать человек – двенадцать апостолов, и среди них Андрей Первозванный. Вдумайтесь – только двенадцать человек! Но воистину Сын Божий в мир явился. Ибо от одного, и при том умершего и воскресшего, родилось то, что потрясло и изменило целый мир.

Христос умер и воскрес, а двенадцать безвестных и неведомых пошли в мир и понесли искры новой веры и учения. И к русским племенам дошел самовидец Христа – апостол Андрей. Водрузил на Киевских горах крест и сказал слово неложное и сильное благодатию Святаго Духа: на этих горах воссияет благодать Божия.

Апостол Андрей сказал слово – семя посеял. Но сколько времени трудился Господь, чтобы это семя прозябло, трудился Сам неведомо и незримо во мраке языческого жестокого мира среди избранных людей? Об этом молчит история, мы же видим, что лишь в X веке вдруг, как всплеск, является миру опять первый равноапостольный князь Владимир. Теперь мы говорим, что он святой, и теперь стоит он на Киевских горах с крестом в руках, взирая на Русь и на плоды своих трудов. Теперь он святой! Но тогда, 1000 лет назад, князь-язычник, достигший в жизни всех пределов земных наслаждений, безудержный и грубый во всем, сын ада, если мерить христианскими понятиями. Он словно вобрал в себя один все прошлое Руси. Его восхождение к вершинам власти связано с убийством родного брата. И как при всем этом мог он сам перевоплотиться в нового человека?

Но достиг его Христос. И он не стал советоваться со своей разнузданной плотью и кровью. Он повернулся ко Христу и отдал Ему свое сердце, и всех своих позвал за собой. Жестко и решительно слово князя: Кто не придет креститься, тот не друг мне. Пошли верные за своим князем, поверив его избранию, поняв разницу между Перуном-богом, требовавшим кровавых жертв, и Христом – Богом любви ко всем людям.

Разумеется, человеческая природа сразу не могла измениться. Люди оставались людьми со всеми присущими им достоинствами и недостатками. Но заповеди Божии уже звучали в ушах и в сердцах, связывали грех, живущий еще в сердцах, вели к нравственному возрождению

Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем тем, что приковывает к земле. Живой пример князя Владимира, на котором все увидели чудо преображения великого грешника, призвал к жизни целый великий народ.

Святой князь Владимир, отмеченный этим чудом, стоит на вратах христианской Руси. По сей день завещание его своим детям, а значит, и нам, ведет по жизни в жизнь вечную. Только прими, только живи им, только поверь, тем более что все уже подтверждено самой прожитой 1000-летней историей России.

Нам так говорит Святой Креститель Руси: Мы, люди, грешны и смертны, и если кто сотворит нам зло, то мы хотим его поглотить и скорее пролить кровь его. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь… И как отец, чадо любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.

Владимир Красное Солнышко – так прозвал русский народ своего духовного родоначальника. И в этой оценке всё: признание, благодарность за дарованное тепло, радость и саму жизнь. В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый Дух, новый путь, новая культура. Если мы проследим жизнь русского народа от святого Крещения и до ныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример ее Крестителя.

Поколение за поколением рождалось на Русской земле, и каждое вставало перед выбором одного из двух царств. И избирало Царство Небесное. Им жило и уходило из сей жизни, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в святых своих.

Все святые угодники Божии беззаветно и беспредельно любили Бога. Их пример призывает и нас к этому. Ведь ничто так не может увлекать и одушевлять, как наглядный пример; и ни от кого нельзя так легко и радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренне и радостно работает Христу. Святые именно высотой своей жизни показали свою веру.

Угодники Божии! Молитвенники земли Русской – сколько их?! Им же несть числа во всей истории, явленных и неявленных – множество святых мужей, святых жен, святителей, чудотворцев, князей, монахов… Разные свойства русской религиозности являют они, но роднит их то, что все они напоены одним духом – духом святой веры и церковного благочестия, Духом Христовым.

Святые, это не просто люди с высокой нравственностью, а люди, обладающие особыми духовными силами. Они уже при земной жизни пребывают в сферах, недоступных обычному человеческому разумению. В них зримо для окружающих проявляются дары Духа Святаго, которые так необходимы для блаженства в Царстве Небесном, к которому мы все стремимся.

Историческое течение русской жизни было разным. Были колебания, были застои, были и остановки. Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении. Но текла она иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить, течет ли она вперед или назад. Вот теперь, через 1000 лет, можно обозначить основные периоды русской религиозной истории от святого князя Владимира и до сегодня.

Их шесть, и седьмой приближается! Как-то само напрашивается сравнение этих семи периодов с семью Христовыми Таинствами.

Первый период – Владимирский, соответствует таинству Святого Крещения. Он короток, но необычно знаменателен вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа, вследствие устремления к новой цели. Рождение от воды и Духа. Появляются и первые святые – наставники ко истинной вере, наши ходатаи ко Владыке Господу.

Плоды, достойные отца, – два сына святого князя Владимира – первые мученики и блаженные, страстотерпцы Борис и Глеб. Послушайте, о други мои, посмотрите, как идет на крест подвигом веры юный сын великого князя Борис: Сердце мое горит, душа мне разум мутит, к кому обратиться и к кому направить горькую эту печаль, к брату ли, думаю, что теперь он предается суете мирской и об убийстве моем помышляет. Если он на убийство мое решится, то мученик буду я пред Богом, так как я не воспротивлюсь, ибо писано: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать, – так готовится принять смерть проповедник христианского незлобия.

Второй период следует за первым и тянется до монгольского ига. И этот период соответствует тайне миропомазания. В этот период народ мужает и лечится от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста, когда над каждой отдельной русской душой должно было совершиться перерождение, и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. Миропомазание, как таинство, означает утверждение в вере печатью дара Духа Святаго.

Проповедует Православие и паче трубы вопиет священная и великая Лавра от преподобного Антония начало приемшая. Сколько достопамятных деяний и примеров дают они – Божии угодники монахи – там и летописцы, и художники, и безмездные целители-врачи душ и телес.

Третий период соответствует таинству святого покаяния – ибо в рабстве, в слезах и в горе под властью монголов протекает он. Накопившиеся за время свободы грехи необходимо было сдунуть с души народа суровой действительностью рабства. Это трудный период, направленный на достижение главной цели – очищения духа от земли и избрание Царства Небесного.

И в это время дарует Руси Господь чудных житием и разумом мужей и послушания рачителей, – сонм святителей: Петра, Алексия, Иону, Филиппа, собор преподобных и множество других. Недостанет времени, чтобы перечислить всех явленных на Руси святых в этот прискорбный период.

Четвертый период – блестящий период свободы отвечает святой тайне брака. Он начинается свержением монгольского ига и длится до царствования Петра. Освобождение началось Куликовской битвой, где явил величие духа благоверный воин – князь Димитрий Донской. Любовь народная и благодарная память, пронесенная через века, объявляет его сегодня святым.

Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху. На Русской земле нераздельно царствует Христос. Русская земля украшается бесчисленными святыми. Это период свадебного пира – соединения народа с Богом. Более 150 новых святых встают пред престолом Божиим ходатаями за свой народ. Среди них преподобные, епископы, князья, Христа ради юродивые, строители, миссионеры, богоносные отцы – это Пир Веры.

Пятый период соответствует святой тайне елеосвящения. Исторически начинается он от царя Петра и продолжается вплоть до Первой мировой войны. Это время именуется Синодальным периодом. (Царь Петр отменил на Руси патриаршество и поручил управление Церковью СвященномуСиноду.)

Это был тяжелый период для русской Церкви. Русская интеллигенция разлагается и колеблется. Уходит из России на Запад и приносит вместо былых своих добродетелей чужие заблуждения. Число забывших Бога и избравших для себя кумиром царство земное лихорадочно растет. Идолы, сокрушенные святым князем, оживают в душах колеблющихся. Река русской религиозной жизни замедляет свое течение.

Шестой период – от Первой мировой войны и до наших дней. Он соответствует тайне причащения. Никогда русский народ – малое стадо – так искренне не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь; когда неверующие попирают святыню, когда князю мира сего попущено до времени опять явить свою силу и власть. Мрачный злой дух напрягается. Но народ русский причащается и особенно омывается страданием подвига жизни крестной, еще крепче соединяющей его со Христом.

И даст Господь в седьмой период истории Церкви восполнить сосуды веры христианской, и Сам Он освятит русский народ Своею благодатию, которая даст силы во Имя Сына Божия снова и снова свободно, как 1000 лет назад, избрать людям Царство Божие – Царство Небесное – целью жизни на земле. Будет этот период соответствовать Святой Тайне Рукоположения. Русский народ станет священным народом, утренней звездой между народами.

Но, други мои, когда бы ни жили мы, во все времена бесценно благо спасения души человеческой. Только это является целью жизни человека, только о спасении бесценной души печется Господь. В самые трудные периоды жизни мы в изумлении видим, как сила Божия в нашей немощи совершается. Мы преклоняемся перед Божиим величием и чудом, явленным над нами в Промысле Божием.

Не будем далеко ходить за примерами. В 1917 году, когда в предсмертной агонии кончался многовековой уклад русской жизни и в муках рождения появлялось неведомое, когда все сокрушалось вокруг, Господь ставит Свою земную Церковь на прочный фундамент патриаршества. Всмотритесь – ведь это чудо и дело рук Божиих! Церковь земная и Церковь Небесная – это тело Христово. И не может не сострадать скорби и не сорадоваться радости того или иного его члена, и не может Церковь Небесная торжествующая и ликующая не принимать участия в другой ее части, живущей еще исповеданием и часто страданием. И потому появляются в Церкви земной посланцы небесные, новые святые, новые молитвенники и новые чудотворцы, дающие нам свою духовную энергию и силу.

Перечислю лишь святых, пришедших в нашу Церковь в современный нам исторический период с 1917 года. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов были причислены к лику святых святители Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. В 1974 году по обращению Священного Синода Православной Церкви в Америке канонизирован и причислен к лику святых на Руси митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). Любовь и благодарность японцев к своему миссионеру, принесшему в Японию Свет Христовой Истины, святителю Русской Православной Церкви Николаю (Касаткину), выразилась в 1970 году причислением его к лику святых. Из Константинопольской Церкви пришел к нам Иоанн Русский, канонизированный там в 1962 году. Из Америки в 1970 году вернулся в Россию святым Герман Аляскинский, ушедший на Аляску из Валаамского монастыря в 1794 году.

Ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разные времена они жили, разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас, светит и нам теперь на нашем пути. Они все делом явили истинность и достоверность силы своих молитв, своих дел в служении Богу, Церкви и людям.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с 6 по 9 июня, возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского Церковного поклонения.

Благоверного великого князя Московского Димитрия Донского (1350–1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни, отдавшего душу свою за други своя. Димитрий Донской защищал христианскую веру, основывал монастыри, строил храмы, благотворил бедным.

Преподобного Андрея иконописца (Рублева) – (1369 год) – постника и аскета, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе Святая Троица, известной и почитаемой всем миром. Преподобный Иосиф Волоцкий писал об Андрее Рублеве, что тот сподобился видения и созерцания Невещественного Божественного Света. По смерти своей Андрей являлся своему сподвижнику, иконописцу Даниилу, облаченным в сияющие ризы.

Преподобного Максим Грека (1470–1556) – радонежского святого Чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он как духовный учитель углубил святоотеческие традиции.

Митрополита Московского Макария (1482–1563) – подвигом добродетельной и постнической жизни сподобившегося дара прозорливости и чудотворения. Церковная его деятельность отмечена борьбой с ересями, а также собиранием духовных сокровищ Русской Церкви.

Схиархимандрита Паисия Величковского (1722–1794) – возродителя на Руси школы старчества, много потрудившегося над переводом творений святых отцов и святоотеческих книг.

Блаженную Ксению Петербургскую (конец XVIII – начало XIX века). Подвиги любви к ближним она пронесла через всю свою многострадальную жизнь и получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения, и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.

Епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова) (1807–1867). Он один из самых глубоких знатоков аскетических творений святых отцов. Вдохновенный проповедник слова Божия, известный духовный писатель – подвижник благочестия и учитель христианской жизни.

Иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812–1891), достигшего высокого совершенства в духовной жизни, – старца, пастыря и проповедника. Просветленного, любвеобильного благодатию Божией.

Епископа Феофана Затворника (1815–1894), явившего высоту и святость жизни в плодотворном служении Церкви, сохраняя православную чистоту и богопросвещенность.

Молитвами новопрославленных святых да даст Господь свою милость и благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному предстательству.

Милостив Господь – это Пир Веры. Да не смущаются сердца наши никакими трудностями жизни, ибо видим мы, что не оставил Господь Церковь Свою и нас, ее членов, насыщаемся мы плодами ее, вдохновляемся примерами жизни и высоких подвигов тех, кто уже достиг вожделенного Небесного Царства.

Угодники Божии, Святии русские, явленные и неявленные, но ведомые Богу, – они с нами, они рядом всегда, они зовут нас: учитесь, молитесь, просите, и приимет и нас Господь, примут нас и они, как собратьев, как друзей, в житницу Христову для вечной радости.

Други мои, поздравляю вас с неземной нынешней радостью, посетившей нас! Не забывайте молиться новым святым, и особенно теперь, когда они в силе и величии того, что сотворил с ними Господь, предстоят престолу Царя Славы.

Други наши, сегодняшнюю литургию предваряла торжественная панихида, за которой мы с вами молили Бога о живших, трудившихся, радовавшихся и страдавших и отошедших в путь всея земли людях. После литургии первый раз праздничным молебном возвестит нам Церковь о явлении новых наших святых. В молитве ко всем ныне прославленным русским угодникам Божиим, земная жизнь которых завершилась столь чудно, ибо дала им светлые крылья ангелов, вознесшие их к Божию престолу, будем просить их молитв пред Богом и о нас.

Мы пойдем после службы с крестным ходом, будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие, будем петь величание вновь прославленным святым. Будем просить у Господа благословения, чтобы и во втором тысячелетии не оскудела на Руси православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов.

Христос, воцарися, Христос, прославися! Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и не едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Боже наш – слава Тебе за все и за вся во веки веков.

Аминь.

1988 г.

 


Наверх