Двенадцатый день. Препод. Онуфрий Великий

(О бытии ангелов хранителей).

I. Преп. Онуфрий, память коего совершается ныне, был один из великих подвижников и образцов строгого иноческого пустынного жития. Сначала подвизался он в одном из Фиваидских монастырей (в IV в.). Потом же, в течение 60-ти лет, подвизался в полном уединении и безмолвии в пустыне... Только за один день до его смерти увидел его человек: то был преп. Пафнутий, приведенный сюда внушением Божиим, чтобы услышать повесть о необычайной жизни ангелоподобного подвижника и предать погребению его труженическое тело...

Преп. Пафнутий, предпринявший странствие с тою целию, чтобы видеть жизнь подвижников во внутренней отдаленной пустыне, и пораженный уже встречею со многими из них, живущими истинно сверх-естественною жизнью, встретил наконец и преп. Онуфрия. Это был старец с такими длинными волосами на голове и бороде, что они прикрывали его до ног, заменяя одежду. Приветливо принял пустынник пришельца и вступил с ним в беседу, причем рассказал ему о себе следующее: – «Когда зародилось у меня желание пустынной жизни, – говорил он, сообщая о прежней своей жизни в обители, – то ночью, взяв несколько хлеба, я пошел в глубь пустыни; вдруг увидел перед собою необыкновенный луч света, как бы указывающий мне путь, и услышал голос, говоривший мне: «не бойся, я – ангел, охраняющий тебя с самого рождения твоего, и по воле Божией веду тебя в пустыню. Будь совершен и смирен сердцем перед Господом и с радостию работай Ему, я же не отступлю от тебя»...

Рассказал также Онуфрий, как трудно ему было вначале его пустынной жизни, как терпел он от холода и зноя, от жажды и голода, пока не нашел вблизи от своей пещеры финиковое дерево и источник воды.

В уединении своем Онуфрий проводил время в молитве и изучении Св. Писания, и радостно и спокойно жилось ему среди таких занятий... Не раз озаряли душу его чудные проявления славы Божией; перед ним открывалась слава святых, угодивших Богу; ему доступно было видение ангелов...

Рассказав Пафнутию свою жизнь и проведя с ним ночь в беседе и молитве, Онуфрий мирно предал свою душу Богу. С благоговением предал земле останки его Пафнутий и после долгого странствования возвратился в обитель свою, где и поведал братии о чудных подвижниках, встреченных им в далекой пустыне...

II. Утешительно, братия, знать, что ангел хранитель всегда защищает христианина от всех врагов его – видимых и невидимых, и руководит его ко спасению, как это и было показано препод. Онуфрию Великому, которому явился ангел в виде сияющего луча света и сказал ему: «не бойся, я – ангел, ходящий за тобой от рождения, и приставлен от Бога хранить тебя, и мне повелено вести тебя в пустыню». Веру в бытие ангелов – хранителей ясно и сильно проповедуют слово Божие, богомудрые отцы и учители церкви и " многочисленные случаи из жизни святых.

а) «Слово Божие» учит устами свят. царя пророка Давида: «ополчится ангел Господень окрест боящихся его». Сам Господь наш Иисус Христос говорит о Своих последователях: «не презрите единого от малых сих, яко ангели их выну (т. е. всегда) видят лице Отца Моего небеснаго» (М.18:10).

б) Св. отцы церкви также проповедуют эту истину. «Св. Василий В». говорит: «ополчится ангел Господень окрест боящихся Его; ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгонят его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад; так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех» (ч. 1, стр. 295).

«Св. Иоанн Златоустый», в изъяснении послания к колоссянам, в беседе третьей, говорит: «прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда сие известно? Слушай, что Христос говорит: «блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо, яко ангели их на небеси выну видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф.18:10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела». Он же, говоря о борьбе с искусителем Господа нашего Иисуса Христа, при изъяснении слов евангелиста (Мф.4:11): «и се ангели приступиша и служаху Ему», замечает: «доколе продолжалась брань, Христос не попускал являться ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить» но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и ангелы. Познай отселе, что и тебя после победы над диаволом примут с рукоплесканием ангелы, и будут ограждать во всех случаях».

«Св. Нил», ученик св. Златоустаго, говорит: «знай, что св. ангелы возбуждают нас к молитве, и стоят с нами на ней, радуясь и вместе молясь о нас» («Добротолюбие» в руском пер. т. 2 стр. 233).

в) Хранение и служение свв. ангелов спасению человеческому подтверждается, кроме того, многочисленными примерами из жизнеописаний святых. Вот несколько таких примеров:

«Св. Антоний Великий», будучи в пустыне, однажды впал в уныние и молил Господа указать ему: как спастись? И вот он видит кого-то похожого на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; потом опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был ангел Господень, который и сказал Антонию: «и ты делай так, и спасешься». Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать и спасся.

«Св. Иоанн Лествичник» о себе свидетельствует: «когда я жаждал большего успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел» (Леств. степ. 27).

«Св. Феодор, епископ едесский», спросил одного прозорливого столпника, каким образом он узнает и различает праведных и грешных. Столпник отвечал: «если мимо столпа моего проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; если же приходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а ангел – хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является ангел с огненным оружием и прогоняет их».

В житии «священномученика Севастиана» (18 декабря) рассказывается, что когда один начальник разрушал идолов, то явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает тебе чрез меня совершенное здоровье». Он вскочил и хотел броситься к ногам ангела и облобызать его, но тот сказал: «не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада». Из этого видим, что св. ангелы служат спасению только крещенных людей.

В «Патерике» упоминается, что один пустынник, страдавший от сильной боли в желудке, исцелен был ангелом. Пришедши к больному и узнавши причину его страдания, ангел-хранитель перстом своим, как бы ножем, разрезал болезненное место, очистил накопившийся там гной, потом рукою загладил рану, и этим действием исцелил пустынника и возвратил ему телесное здравие.

Самый разительный пример попечительности свв. ангелов о людях, вверенных хранению их, представляется в истории юного Товии, составляющей главное содержание священной книги «Товита».

Из приведенных здесь немногих примеров видим, что свв. ангелы наблюдают за людьми не только в бодрственном состоянии их, но и во время сна, имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей.

В притче Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре говорится: «бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле» (Лк.16:22). Эти слова Господни дают нам основание верить, что служение ангелов-хранителей наших простирается и на последния минуты нашей жизни и за пределы настоящей жизни. Что ангелы-хранители присутствуют при разлучении души с телом, о сем много сказаний представляет история кончины благочестивых и грешных людей. Св. Кирилл Александрийский в слове на исход души говорит: «душа поддерживается св. ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стрегут восход, удерживают и останавливают души восходящия. Ангел старается защитить ее от злых духов и, наконец, проводит Господу Богу пред страшный престол Его».

III. Зная, что ангелы-хранители постоянно пребывают с нами и что они ближайшие и всегдашние свидетели нашей жизни, мы должны соблюдать осторожность, чтобы не только в действиях, но и в словах и в мыслях не оскорбить их и чрез то не удалить их от себя. В случае же грехопадения поспешим скорым и искренним покаянием привлечь к себе небесных хранителей наших и помощников, чтобы обрадовать не только их, но и всех прочих ангелов на небеси, радующихся о «едином грешнике кающемся» (Лк.15:10). Аминь.

                                                                                                                                                                                                                  16 июня 1896 г.



Наверх