Двадцать вторая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О страдании и терпении. 1962 г.

Двадцать вторая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О страдании и терпении. 1962 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми (Лк. 9, 23).

Дорогие братия и сестры, цель нашей жизни — спасение души. Много путей, ведущих к этой цели, и все они благословенны. Но из всех их скорбный путь — путь креста — один из самых кратчайших, а потому мы не только не должны ожесточаться в скорбях, не только должны переносить их с терпением, но еще должны благодарить за них Бога. Мы же, по своему малодушию, боимся скорбей, не хотим верить, что они полезны душе нашей, полезны потому, что только многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14, 22). Каждому из нас дана здесь ноша, которую должно непременно пронести до гроба. И пронести ее должен каждый сам, хотя иногда и встречаем поддержку в ободрении духа нашего со стороны ближних. Но благо тому, кто в помощь себе призывает не людей, но Господа своего.

Можно ли прожить без скорбей? Конечно, нет! Причина наших скорбей заключается в грехопадении Адама, а поэтому в скорбях мы несем должное наказание за прародительский грех, но вместе с тем они очищают нас и от наших собственных грехов и ведут в Царствие Божие. Ясно, что желать не иметь скорбей значит желать невозможного.

Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, — любимые дети Божии, так что Господь всегда с ними: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19). Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто оборачивается к ним с любовью. По кресту они, так сказать, родственны Господу Иисусу — какое высокое родство! Мы забываем, что если скорби не подвигают нас к Богу, то единственно по нашей вине: вместо покорности и терпения у нас является ожесточение сердца. Удивительно ли после этого, что мы впадаем в гораздо большее зло?

В первые века христианства, в одно из гонений, многие, испугавшись предстоящих мучений, бежали от ужаса в пустыни Аравийские, но, думая спастись, погибли там от варваров. Не так ли и мы стараемся малодушно укрыться от скорбей и, чтобы избежать их, решаемся иногда на поступки, противные совести, которые потому, отравляя нашу жизнь, причиняют нам скорби более сильные, чем те, от которых мы думали избавиться? После этого мы погружаемся в уныние или же, в надежде заглушить совесть, потворствуем своим страстям и впадаем в сети диавола.

Необходимо сказать еще следующее: часто мы слишком преувеличиваем свои скорби, замечаем всякое огорчение и, напротив, милостей, которые мы получаем от Господа, не замечаем, считая, что это так и должно быть, а поэтому остаемся неблагодарными Господу. И лишь только тогда, когда посетят нас скорби, мы оцениваем в должной степени то счастливое время, когда их не было, и даем обет, что если скорби пройдут, будем благодарны Богу за мирное, спокойное существование и времяпрепровождение.

Мы ропщем иногда на болезни, между тем как должны бы благодарить за них, потому что, не говоря о будущей награде за страдания, болезни благодетельны и тем, что укрощают наши страсти, которые бы могли в нас усилиться и Бог весть до чего довели бы нас. А потому, если посетят тебя болезни, старайся их переносить с терпением и не искушайся мыслью, что они мешают твоим подвигам духовным. «Когда болезнь тяготит нас, — говорила блаженная Синклитикия, — не надобно скорбеть, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотей, а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Мы лишились очей? Не будем печалиться, внутренними очами мы можем созерцать славу Божию. Лишились слуха? Будем благодарить за то, что вовсе не будем слушать пустых речей. Не действуют руки? Но у нас есть внутренние длани, готовые на брань со врагами. Все тело страждет болезнью? Но через сие умножается здравие внутреннего человека».

Души скорбящие — это избранники Божии, которые за временные страдания получат награду вечную. Эти избранники Божии — души высокие, не знающие радостей и наслаждений земных, но готовящие себя для небесных. Но, чтобы по немощи человеческой не увлеклись они утехами мира, их не достойными, и не утратили бы через это назначенные им небесные блага, Господь ограждает от бездны греховной избранных чад Своих со всех сторон крестами, как бы духовной оградой. В миру многие думают и говорят, что Господь не любит тех, кому посылает скорби. Это мнение людей, которые сами не имеют любви к Иисусу Христу, забывая сказанное апостолом: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. И еще: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя (Евр. 12, 6, 5). Святые угодники, проникнутые таким учением, дошли до того, что не только не боялись скорбей, но еще и радовались, когда могли что-нибудь потерпеть за Господа: они помнили слова апостола Павла, что все, хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародее будут преуспевать во зле, обольщаясь сами и обольщая других (2 Тим. 3, 12—13). Первые христиане могли подумать, что оставлены Богом, когда тысячами погибали во время гонений, однако же мы видим противное: гонения еще более их утверждали в вере; замученные погибали с упованием, оставшиеся в живых еще крепче прилеплялись к Богу, готовя себя на новые подвиги.

Надо не переставать повторять себе, что скорби чрезвычайно полезны душе нашей, что они ведут нас ко спасению, и не их должны мы бояться, а того, чтобы Господь не забыл о нас, — вот истинно была бы величайшая скорбь. А когда Он посылает нам кресты, это доказывает не только памятование Его о нас, но и любовь к нам, грешным. Святое Писание очень часто повторяет нам эту высокую истину, чтобы глубже запечатлеть ее в душе нашей: Его же любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, его же приемлет. Если в скорбях мы будем видеть не просто несчастья, а истинный крест Христов, тогда поймем, почему души скорбящие — любимые дети Божии. Как Константину Великому для победы над Максентием дарован был крест, так дарован он и каждому из нас для победы над самым опасным и коварным нашим врагом — диаволом, которого беспрерывно привлекают к нам наши грехи. Мы знаем, что не только крест с изображением Спасителя, но и самое знамение креста, сделанное рукой, отгоняет врага, — как же не дорожить крестом скорбей, посланным нам в жизни, крестом, который мы несем вслед за Господом и по Его повелению?

Как и мы сами созданы по образу и по подобию Божию, так точно и крест наш должен быть подобием креста Христова. А это возможно только тогда, когда мы понесем его с терпением и любовью, а не со злобой в сердце или с унынием, когда будем сознавать, что идем по следам Спасителя и что в кресте нам дано непобедимое оружие на врага, против которого этот вещественный крест — скорби наши — так же силен, как и крест с изображением распятого Господа. Но если на скорби, нам ниспосланные, мы будем смотреть только как на несчастье или на повод к ропоту, то мы последуем уже не Спасителю, а нераскаянному разбойнику, и крест скорбей наших не только не отгонит от нас врага, но еще привлечет его к нам, как к его верной добыче. Неся же крест свой по следам Господа, мы вскоре убедимся, что это царственное оружие защищает нас от искушений диавола, помогает нам побеждать множество опасных врагов — наши страсти — и ограждает нас от многого дурного, что совершили бы мы, если бы не несли его. Скорби уничтожают нашу гордость, смиряют, рано или поздно, самые ожесточенные сердца и обращают их к Богу. «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет», — говорит пророк Давид (Пс. 33,19). Души скорбящие не потому избранные Божии, чтобы Он любил видеть нас несчастными, а потому, что Он хочет, чтобы мы были не малодушны, но тверды и умели все претерпеть до конца. Ему приятно видеть, когда человек, одаренный душою бессмертною, предпочитает небесное земному, и умеет, минуя все временное, стремиться прямо ко Творцу, и простирает духовный взор свой в вечность, где будет его настоящая жизнь. Ему приятно видеть, когда человек умеет так глядеть на время, как подобает существу бессмертному. Избранник Божий, неся крест свой, должен помнить, что у Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8) и что время имеет значение только в здешней жизни, а потому чем духовнее человек, тем менее обращает внимания на все временное.

Пример великого терпения мы имеем в святых, которые великодушно переносили все болезни и искушения земной жизни. Так, преподобная Синклитикия, наставления которой мы выше приводили, показала в себе величайшее терпение. Ей было восемьдесят лет, когда ее посетила изнурительная лихорадка и три года с половиною изнуряла ее. Потом от загнившего коренного зуба начали у нее гнить десны. Гниение перешло на уста и всю щеку. После сорока дней страдания в больных местах образовались черви, которые стали выходить наружу; самые кости заразились, гнилость и зловоние распространились по всему телу, так что с трудом могли быть при ней прислужницы. Блаженная страдалица отказывалась от всякого человеческого пособия. И согласилась только на употребление мази для уничтожения зловония. Три месяца страдала она, не употребляя никакой пищи и не зная сна. За три дня до кончины она сподобилась небесного видения, в котором открыто было время ее кончины, и она мирно почила в названный ей день.

Преподобный Варсонофий Великий, когда просили его помолиться о здравии аввы Серида, который был долго болен, отвечал: «О здравии сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения». Святые понимали силу терпения в болезни и поэтому с великодушием всё переносили, за всё благодаря Бога. Читая о разнообразных мучениях и истязаниях, в которых древние христиане умирали тысячами, и глядя, как нынче охают от ничтожной боли, приходится удивляться, сколь терпеливы были те люди. Ведь и они были такие же люди, но так нынче измельчали души... Повествуется, как один инок задумал возвратиться из монастыря в мир и вдруг он был поражен проказою и, опомнившись, благодарил Бога, удержавшего его болезнью телесною от возвращения в мир и исцелившего его недуги духовные.

Неся крест свой, чаще всего имей в сердце твоем перед глазами распятого Господа. Неужели, вспоминая о том, что претерпел Он для нашего спасения, не стерпишь и ты из любви и благодарности к твоему Благодетелю того малого креста, который приблизит тебя к Нему? Люди святой жизни говорят, что если мы не в силах благодарить Бога за скорби, то следует насильно себя заставлять сказать: «Благодарю Тебя, Господи, за скорби, мне посланные!» И этот первый акт покорности, хотя и принужденный, послужит нам благим началом к тому, чтобы со временем от души благодарить Бога.

Но такого состояния нельзя достичь иначе, как частым общением с Господом через принятие Святых Таин Его и через молитву, особенно слезную. Слезы сами по себе смягчают душу, а затем облегчают скорби и улучшают самую душу. Скорбями мы также лучше всего приготовляем себя к великому таинству смерти, неизбежному для каждого. Примером в этом служит евангельский нищий Лазарь, который за свое терпение сподобился лона Авраамова. И не будем унывать в своих скорбях, которых так много, ведь мы имеем такого искусного Путеводителя, Который проведет нас через все опасности, спасет и приведет в такое место светлое, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Аминь.

5 (18) ноября 1962 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх