Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Воспитание

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Воспитание

Отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни. Еф.6:4.

В семени всякого растения, хотя еще почти нечувствителеным образом, но уже заключаются и ветви, и листы, и жилы, и сердце, и корень, которые, прохождением времени, чрез питание и растение по малу открываются и приходят в настоящий свой вид. В человеке, хотя еще в младенчестве его не примчается ни прямого понятия, ни рассуждения, но уже, аки семена, способности и к познанию, и к различению истины от лжи, и к предпочтителеному добра пред худым избиранию, в нем сокровенные находятся. К блогопоспешному их открытию, к порядочному их созреванию, тотчас должна поспешить воспитателева рука.

Тотчас надобно старание прилагать о добром воспитании, чтоб в младенце, которой почти только состоит из плоти и крови, плоть оживлят рассуждения духом, и чтоб в нем кровь приобучена была течь по жилам премудрости, дабы любление истины и добродетели стало в нем как бы привычкою.

Кто же может и должен для них быть лучшим учителем, как не те, кои им даровали жизнье, и впечатлели в них образ свой? Но что если вера и в родителях недостаточна; если мысль их ею непросвещена, а сердце развратностью своею в себе иметь ей мста не допускает? В таковых печальных обстоятелествах дети остаются несчастливы: ибо вера в них, не быв ничем утвержденна, истребляется, а родители должны в том дать ответ праведному Богу, и понести мщение всемогущей руки Его.

Дети, еще не возмогши говорить, самыми знаками, самыми слезами, самым своим ко всему бессилием, из самой колыбели нам говорят: дражайшие родители! Благоволил небесный наш Отец нам получить от вас жизнь; но она слаба и немощна; не возгнушайтесь нашею слабостью, воззрите на нашу немощь. Дав нам жизнь, сделайте ее благополучною; употребите наши способности в действие по своему благоразумию; мы сами себе доставить того не в силах. Наша едина надежда в вашем родительском к нам усердии. Заставьте нас быть вам одолженными не токмо жизнью, но и жизнью доброю. Кто будет столь нечувствительного сердца, чтоб не был тронут сим безгласным воплем?

Но надобно знать, в чем состоит воспитание. – Воспитание есть предуготовление к добродетели. И потому не состоит оно в нежностях телесных, в увеселениях чувственных, в обучениях, которые только своею наружностью поражать обыкли, а больше ничего. Не состоит воспитание в сем; а состоит оно, чтоб взойти познанием в самого себя, познать Создателя своего, познать конец создания своего. На сем незыблемом утвердясь основании, душу свою так приуготовить, чтоб снискать к благочестию горячность, к Государю верность, к вышним почтение, к нижним снисхождение, к равным усердие, к родителям благодарность, к приятелем искренность, ко всем любовь; в должности быть прилежну, в домостроителестве тщательну, в трудах неленостну, к бедности других сожалительну, в счастии невозносливу, в несчастии неунылу, к общей пользе ревностну, во всех обхождениях быть искренну, ласкову, учтиву, снисходительну. В сем состоит существенная воспитания сила. – Сие приняв основание, сколько возможно, должно от младенца удалять худые содружества, вредные разговоры, бесчинные книги, соблазнительные представления; а вместо того приставлять к ним незазорных пестунов, добрых учителей, честных приставников, которые бы не только были ревностны к пользе воспитываемого, но притом бы имели и дух патриотический.

Но нравы испортились: да и как им не быть таковым, когда пренебрежено воспитание? Между простыми мало о том есть и помышления. Дни младых лет препровождают дети в праздности и резвости; когда же возрастут, принимаются за промысл какой? Чтоб снискать пропитание чреву. А где наука нравов? Где обучение честности? Где то училище, в коем были бы наставлены, как преплыть сие великое море, и уметь управить свой корабль без опасения от бури, и волнения многочисленных искушений? О сем хотя и необходимо нужном, но зело малое есть попечение. Иные же хотя то и не пренебрегая кажутся, но поставляют оное в одних наружностях, более до устройства тела и временного счастья, нежели до благосостояния души и спасения вечного надлежащих. Младые дети, безценное родителей сокровище, поверяются пришелецам, веры и честности неизвестные людям, которые преходят моря и земли, да приобрящут малейшее пропитание, которого видимо в своем отечестве сыскать не могли. Как же быть добрым нравам? Что в младости будет всеяно, то останется навсегда.

 

Наверх