Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Гроб

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Гроб

Вострубит – и мертвии восстанут нетленны, и мы изменимся. 1Кор. 15:52.

Какой бы мы умерших не видели гроб, сродников ли, знаемых ли, или хотя чужих, трогаемся на сие взирая, трогаемся до сожаления и слез. Что при сем случае ни вообразим, любовь ли сродников, дружбу ли знаемых; сердце наше, лишившись сладкого Сего удовольствия, не может не терзатеся. Об общей ли подумаем человеческой судебе, что человек подвергается конечному тлению и невозвратному; мысль таковая наполняет нас мраком и унынием. Приложим ли то еще и к самим себе; и более печально и страхом душа наша возмущается.

По самой же истине гроб есть нетления источник, бессмертия родитель, заря, предвозвещающая солнце, ясный проповедник воскресения.

Для того жизнь сия смертная и тленная в сравнении жизни нетленные и бессмертные, есть аки ничто: и мы, сподобившись жить жизнью вечною, почтем себя, что с того только времени и жить начали. В жизнь сию происходим мы из утробы матерни. Гроб наш, чудодействием благодати, сделался для нас матернею утробою. Он раждает нас; ибо мы из него яко из утробы матерней, происходим, яко из небытия в бытие, из жизни тленной и ничтожной в жизнь нетленную и истинную.

Преселяясь во гроб, оставляешь ты сей свет; но се открывается тебе свет новый в красоте превосходнейшей, где не имеет места печаль, болезнь и воздыханиe. Скидаешь ты с себя сие тело, но какое? Дряхлостью изнуренное, болезнями изодранное, смертью обезображенное; но во оное паки облечешися уже украшенное, и испукающее из себя лучи паче светлостей солнечных.

Оставляешь ты здесь многое богатство. На сие с Златоустом я тебе скажу: не оставляй; но наперед себя его пошли на небо чрез руки бедных, и тобою облагодетельствованных. Разлучаешеся ты с любезными тебе особами; не скорби о сем. Ибо ежели ты оставляеши их, тоюже живою верою одушевленных, каковая есть в душе твоей; то они препроводят тебя к Богу твоему молитвами усердными, и тебе последовать всегда будут готовы: будут ожидать того блаженного часа, чтобо тебя паки узреть в небесной радости.

Естественная смерть, по воскресении Иисуса Христа, Избавителя нашего, переменила свою силу и образ, и стала уже совсем не та, каковою Бог угрожал прародителям. Она уже сделалась не наказанием за грех, а напротив наилучшим случаем к величайшим заслугам. Пристрастен ли кто к богатству; сию болезнь смерть может уврачевать, напоминая, что наги мы родились, наги и умрем, и что в сию нощь душу твою истяжут от meбе, а яже уготовал еси кому будут? Будет ли кого искушать гордость и презорство? Вспомни смерть, и она заставит тебя опустить крылья свои. Подстрекает ли кого честолюбие? Вспомни смерть, она представит тебе гроб, где кости и прах всякого состояния людей разобрать не можно. Привязан ли ты к жизни сей? Но сей узел ослабеет, как помыслишь, что множество людей тогда смерть похитила, когда они не только того не чаяли, но еще и долго жить надеялись. А еще и более сия привязанность развяжется, когда Христианским духом размыслишь, что смерть разрущает жизнь временную, а вместо того доставляет жизнь вечную. Скучает ли кто сею жизнью, или от престарелости, или тяжких болезней, или от бедности, или от гонения? Смерть в таких случаях есть вожделенная отрада. К матери своей земле отходя всяк успокоивается от всех мира сего сует. Грешит ли кто, да и кто же не грешит? Седмижды бо на день падаем. Смерть останавливает сей поток смертоносный; иначе разврат наш был бы беспредельный и зло бесконечно.

Смерть мало есть страшна человеку, Христианским упованием утвержденному; и потому можно заключить, что кто, лишаясь жизни сей, получает жизнь вечную безболезненную, лишаясь богатства земного, восприемлет богатство небесное, лишаясь другов, удостоивается сожития Святых; кто, расставшись с светом сим, сподобляется участником быть блаженного лицезрения Божия: тот не умирает, но представляется от смерти в жизнь, и от земли к небеси; на малое время сном смерти засыпает, чтоб светле воскреснуть в соборе Святых; – тот не умирает, но возобновляется, прославляется, и от всех своих трудов успокоивается. Блажени мертвии умирающиu о Господи от ныне: ей, глаголет Дух, да noчиюm от трудов своих.

Наверх