Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Грех

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Грех

Жало смерти грех. 1Кор.15:56.

Грех ничто иное есть, как неимение сходства с законом Божиим. Неправда есть лишение правды, нечистота есть неимение чистоты, блуд есть неимение целомудрия.

Лице греха есть самое гнусное и страшное; ибо он разрушает порядок естества, противен воли Вышняго, расстраивает человеческое тело, превращает его душу. Представьте себе, чтоб звезды превратились в черные угли, или животное какое-либо стало ходить на спине ногами вверх, или источник, вместо сладкой воды, изливал бы ядовитую кровь; так и грех из человека, созданного по образу и по подобию Божию, делает некоторое чудовище. Ибо действие греха не только с порядком естества несходственно, но оный совсем разрушает.

Что же иногда грех нам приятным и лестным кажется; то для того, что мы под иным не худым видом, а не под настоящим его себе представляем, и тем сами, себя охотно обманываем. А если бы на грех взирали мы в настоящем виде, не прикрывая его ничем; то ужаснулися бы от его страшного лица, и никогда бы не дерзнули простерть в беззакония рук своих.

Всяк грех есть действие плоти, а не духа. И для того Апостол, упрекая во грехах, ими содеянных, заключает: не плотстии ли есть? Когда ты видишь доброе и похвяляешь, сие есть действие духа, но когда при всем том следует худому, сие есть действие плоти. Когда ты желаешь идти во храм, сие есть действие духа; но когда по лености то отлагаешь, сие есть действие плоти. Когда ты желаешь помочь бедному, сие есть действие духа; но когда скупость преодолевает, сие есть действиe плоти. Когда ты склоняешься простите обидевшему, сие есть действие духа; но когда мщением воспаляешься, сие есть действие плоти. Когда ты желаешь хранить целомудрие, сие есть действие духа; но когда cлaдoстрастие тебя побеждает, сие есть действие плоти. Когда ты желаешь принести покаяние и исповедaниe, сие есть действие духа; но когда стыд от того тебя отводит, сие есть действие плоти. Так вот грех наш пред очами нашими!

Но сие зло не только учинить безвредным, но можно обратить его еще на то, дабы оно было случаем к большему противу прежнего для человека совершенству и славе.

Сие может казатеся невероятным, но самое дело Бoжиe то показывает. Грех ввел страсти; но Евангелие сколько открыло мужей, кои их покорили разуму! Грех воспалил вожделение; но благодать Христова сколько произвела праведников, кои по плоти пожили, яко Ангели! Грех добронравию везде поставил претыкания и соблазны; но Дух Господен сколько воздвиг подвижников, кои святость нравов непорочно сохранили! Грех ввел беды несчастья; но сколько вера явила духовных воинов, кои радовалися в самых страданиях! Грех ввел смерть, яко страшную мучительницу; но благодать Евангельская сколько представила свету героев, кои смерть презирали, и над нею торжествовали славно! И тако видите, что чрез самое зло сила нашего разума и воли во большее пришли действие; открылись для человека заслуги и слава. Чрез самое падение премудрость Божия человека возвысила.

Умножение зла было случаем, что мы большую получили благодать, нежели какую потеряли.

Так не воскликнем ли мы со всеми Святыми: где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Где твое, искусителе, насилие к погибели нашей? Оно обратилось на главу твою. Где твои, грех, искушения? Они праведным Божиим доставляют только победу и славу. Где твои, мир, прелести? Открытая небесная красота их презирать заставила. Где твои страхи и бедствия? Бог стал одесную избранных Своих, и они

не движутся.

Наверх