Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Будущая жизнь

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Будущая жизнь

Яко же царствова грех во смерть, тако же и благодать воцарится правдою в жизнь вечную, Иисус Христом Господом нашим. Рим. 5:21.

И сия и будущая жизнь есть жизнь, а не смерть, и они между собою одного существа. И если не желать будущей жизни, и сия прямо любима быть не может; ибо одна с другою есть сопряжена.

Но будущая жизнь есть будущая; а потому-де слабость наша иногда заставляет нас сомневаться, что если в самому деле она? Вот сие то есть, кажется мне наибольшее претыкание, которое от будущей жизни желания отводит; несовершенное, говорю, о будущей жизни уверение.! Но для чего бы о сем сомневаться? Будущее по тому только, что будущее; мы сами, чтоб оно не имело быть, в других случаях не опровергаем. В будущий день воссиять свету дневному надеемся. В надежде будущей жатвы семена сеять предпринимаем. В надежде будущие победы с неприятелем сражаемся. В надежде награждения, чести или корысти, всякие труды и бедствия сносим. Будущее потому только, что будущее, еще прямой неизвестности не предполагает. Так почто же о будущей жизни сомневаться?

Или сие уничтожение есть лучше блаженной, вечной жизни, Христианскою верою обещаемой? Ничто есть, ничто. Нет в нем подлинно мучения, но нет и услаждения.

Но мы веруем, что когда сей темного понятия облако пройдет, когда бремя вещества тела нашего с себя сложим, когда отворится нам к вечности дверь: тогда уже в разуме нашем воссияет полное познание Божества. Узрим бо Его лицом к лицу, и яко же есть; а в Нем, яко в чистейшем зерцале, и прочие вещи все в своих совершенствах. Тогда же и сердце наше все наполнится несозданныя доброты сладостью; ибо тогда Бог, по Апостольскому благовествованию, будет всяческая во вcеx. То есть, Он будет разуму свет, сердцу веселие и тишина, очам радость, вкусу сладость, приятность ушам. Он будет телу красота, пища и одежда; Он будет всяческая во всех.

Такое состояние, сл. называем мы совершенным человеческим блаженством, в сем поставляем мы крайнее или верховное добро. Сия-то есть оная благая часть, которая временем не стареется, печалями не смущается, зависти не боится, которая не отымется никогда от того, кто ее сподобится единожды получить.

 В сей будущей жизни последняя слеза, пролитая нами от сожаления о неповинном человеке, не будет забыта; наималейшая милостыня заплатится, скрытое сострадательное о другом воздыхание пред всем светом будет прославлено за доброе слово сынами Вышнего будет названы; за чашу студеные воды, пролиющися нам источники бессмертия; будет почтена пред очами Божиими супружества любовь, девическая чистота, любовное приятелей обхождение, подчиненных к вышним повиновение, вышних о подчиненных попечение; всякое доброе намерение не постыдится, прилежание похвалится, труд наградится, верность прославится, ревность облобызается, подвиг веры в всякие добродетели увенчается. Чтоб ты ни сделал доброе в тайне; то Отец небесный, видяй в тайне, воздаст тебе яве.

Сколь убо вожделенна должна быть оная души жизнь, которая не состоит в одном только том, что она живет, действует и чувствует; но состоит в расположении своих действий точно по закону разума и воли Божия, в сладчайшем совести спокойствии, без всякого смущения страстей, в чистейшем наслаждении удовольствия неизглаголанного? Сия есть истинная души жизнь, и оною жить начинает человек, по разрешении его тленного состава.

Всяк имеет право достигать сего блаженства: но не всяк сие преимущество употребляет в пользу свою. Блажен, говорит слово Божие, тот, за коим дела его в след его ходят. Жизнь оную блаженную должны мы начать здесь. Добродетель должна приготовить обиталище, где бы могла вместиться благодать райских утех. Не может, по закону правды Божия, так внезапная случится перемена, чтоб душа, которая была чрез всю жизнь жилищем страстей, без всякого раскаяния, вдруг стала вместилищем славы Божия. Между темою грехов и светом небесным есть расстояние бесконечное.

А по тому всякой Христианин какое должен иметь рачение, чтоб жизнь препровождать во благочестии и непорочности если желает, чтоб жизнь сия временная переменилась на жизнь вечную, блаженную!

 

Наверх