Духовный голод народа. (Слово в неделю 8 по Пятидесятнице, по случаю открытия Нижегородского съезда православных миссионеров, 1907г)

Духовный голод народа. (Слово в неделю 8 по Пятидесятнице, по случаю открытия Нижегородского съезда православных миссионеров, 1907г)

Дадите им вы ясти... (Лк. 9:13).

Ум и чувство верующего христианина привыкли в вопросах важных всегда искать ответа и руководства в священном слове Божественного Откровения. Ум и чувство православного христианина обыкли и самым словом Божиим пользоваться не иначе, как по руководству святой Церкви, – даже и в распределении чтений из Божественного Писания по дням года. И как часто, почти всегда, в таком, по-видимому, случайном, распределении пытливая совесть находит тот именно совет, то именно указание, тот урок, который в данное время особенно нужен и полезен. Пример этого являет нам Сам Христос Спаситель; Он во днях плоти, посетив родной Назарет, «вниде по обычаю своему в день субботний в сонмище, и воста чести». Вот, взоры всех устремились на Него, вот, все ожидали от Него слова особенного и предмета беседы необычайного, речи заранее особо приготовленной и обдуманной, именно ради родного города, – после всех тех чудес, которые Он совершил в других городах, после всех тех разнообразных слухов, которые доходили о нём сюда, на место, где Он вырос и воспитался, где все Его знали с детства.

Что же Спаситель? Он взял книгу святой Библии но, разгнув книгу, Он открыл место не нарочитое, а то самое, которое было положено для чтения именно в этот день. Он прочитал словеса Исаии-пророка о будущем Мессии, об Его времени, об Его учении «и начат глаголати к ним: яко днесь сбыстся писание сие во ушию вашею»... (Лк. 4:16–22).

Разгнув книгу словес Господних, которые сегодня предложены нам в апостольском и евангельском чтениях за литургией, и мы с полным правом можем повторить о многом, что там сказано: «яко днесь сбыстся писание сие во ушию нашею». Слышим апостола: «Умоляю вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы говорили все одно, да не будут в вас распри и раздоры, да будете утверждены в одном духе, в одних мыслях. Известился я о вас, братие мои, что между вами есть споры. У вас говорят: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распят за вас? Или во имя Павлово вы крестились?« (1 Кор. 1:10–13).

Так писал с глубокой скорбью святой апостол, – и разве не видим мы, что днесь сбытся и сие писание во очию нашею? Снова приходится повторять скорбные слова древнего благочестивого и тишайшего нашего царя Алексея Михайловича, которыми он открывал в Москве известный Собор 1666–1667 года: «Небесный Домувладыка засеял плодовитую ниву земли русской пшеницею чистого благочестия, но когда мы, приставленные к народу вожди и пастыри, спали, пришёл враг-дьявол и посеял плевелы посреди пшеницы», – плевелы расколов, сект и лжеучений.

На наших глазах эти распри и раздоры пошли гораздо глубже и шире и охватили весь наш народ. Разделились мы в едином царстве на политические партии, ожесточённо воюющие друг против друга словом и делом, сеющие братоненавидение, ложь, клевету, взаимные преследования, как средство борьбы. Но что ещё хуже и опаснее, – разделились мы в нравственных воззрениях и убеждениях, перестали одинаково признавать то или другое деяние добрым или злым. Явились люди, о которых выразительное слово апостола говорит: им же похвала в студе их, то есть они хвалятся тем, что постыдно. Воззрения на содержание, требования и значение долга, на патриотизм, на служение отечеству, на повиновение власти: взгляд на смирение, кротость, миролюбие, на осуждение убийства, воровства и насилия, – разве по всем этим коренным вопросам нравственной жизни у всех одинаковые мнения? Разве мало людей, которые, бросая бомбами, расправляясь револьверными выстрелами с политическими противниками, проповедуя насилие, считают себя, однако, не преступниками, а героями и передовыми борцами народа, – этого мало, – оправдывают свои поступки религиозными соображениями? Разве мало людей, которые, если, не потворствуя, то из трусости не противодействуя преступности и преступникам, считают себя не предателями и изменниками, а благородными и гуманными пособниками «освободительного» движения? Точно вчера и для нашего времени написано слово древнего пророка: «Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле; клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодеяние крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4:1–2). Но эта мрачная картина у всех ли вызывает ужас и отвращение? Не слышим ли радость у многих при виде этих преступлений? Не слышим ли, что это всё – признак «сознательности» граждан? Не называют ли все эти ужасы проявлением «свободы»? Не видим ли, как газеты, наиболее распространённые, поддерживаемые, значит, общественными деньгами и сочувствием, приветствуют «сознательных» убийц, укрывают их, пальцами указывают, кого ещё нужно убить, во славу революции и мнимой свободы? Не прославляют ли газеты понёсших законную кару преступников, бунтовщиков и всяких злодеев, как выдающихся людей и героев?

И посреди этих распрей и раздоров, посреди этой разноголосицы мнений и воззрений стоит сбитый с толку, живший доселе только тёмными преданиями веры, наш простой русский народ, бедный и непросвещённый, – лёгкая, как оказалось, к сожалению, лёгкая добыча всякого зловредного агитатора, всякого властолюбца и корыстолюбца, который пожелает обратить его в орудие для достижения своих гнусных целей.

Не встаёт ли в душе невольно картина, изображённая в нынешнем евангельском чтении: Спаситель в месте пустынном; вокруг Него множество людей, пришедших послушать Его учение; время позднее... Апостолы просят Спасителя отпустить голодный народ, чтоб он мог купить себе хлеба. «Вы́ дайте им есть», – отвечает им Господь, – и затем чудесно насыщает пятью хлебами пять тысяч человек.

Знаем мы картины голода. Знаем жгучую боль, жгучий стыд, тяжкое сознание какой-то лежащей на всех вины в том, что в стране, где могло бы безбедно жить гораздо большее население, люди голодны от неумения обращаться с богатой и прекрасной почвой. Знаем, как больно бывает, когда и тучный и обильный урожай не спасает от голода, когда его нельзя снять или вследствие непрерывных дождей, или по причине нападения врагов и грабителей...

Давно пророк изображал времена, когда не голод хлеба, а голод слышания слова Божия и ведения воли Господней охватит души людские. Примените сказанное сейчас к нашему народу. Разве, в духовном отношении, он – не богатейшая почва? Разве не мог он процвести всеми дарами Духа? Разве не одарён он чуткой, пытливой совестью? Разве не ищет он Христа? Разве не идёт он к Нему в чаянии спасения? Разве не изобразил он в трогательной и единственной в истории сказаний народных легенде, как «всю тебя, земля родная, с ношей крестной Царь вселенной исходил, благословляя»? Разве не наполняет он святые храмы, обители, места богомоления? Разве не ищет он святыни у святых, чтоб у подвижников, у молитвенников, у праведников найти ответ на тревожные запросы души и узнать путь правой жизни? Разве на исповедь он не несёт свою душу? Разве не поражает он нас своей духовной пытливостью?

И на такой богатейшей почве – духовный голод! Глубокое религиозное невежество породило дикие секты. То же невежество не дало народу силы и умения противостоять натиску злобных хулителей веры и Церкви и собственной его государственности. Душу народную обокрали непризванные учители, пророки Bааловы и Астартины, пророки жадности и распущенности. Хлебом земным, обещанием земных выгод, раздела чужого достояния, равенства в пище, питье, одежде и жилище, – вот чем обольщает народ наш социалистическая пропаганда. И народ, создавший христианское мировоззрение, давший тысячи подвижников и праведных; народ-богоносец, удивлявший своих и иностранных наблюдателей высотой своего христианского настроения; народ, всегда признававший, что «праведниками мир стоит», – этот народ стал громить и жечь чужое добро, стал разорять собственную государственность, стал по местам впадать в какое-то религиозное и нравственное одичание и самый страшный, особенный, чисто-мужицкий, нигилизм, стал склонять слух к современному сатанинскому учению, что нет святости и нравственности, что нравственное и выгодное – одно и то же...

Мы пережили и видели в последние годы это страшное опустошение в душе народной. Мы видели и познали на горьком опыте, как надо утверждать и закреплять в его сознании то, что хранилось и хранится, как смутное религиозное чувство и неясное предание, – как непрочны бывают религиозные навыки и нравственные воззрения бессознательные, и как легко они колеблются ветром лжеучения.

Проходит и пройдёт этот угар. Снова и снова запросит народная душа духовного хлеба. Снова и снова пойдёт она ко Христу, в чаянии насыщения.

О, дайте вы им ясти, – вы, приставники к Божьему достоянию. Как дождь на землю сухую и жаждущую, дайте ему слово Господне, дайте ему благодать Христову: пусть, по слову пророка, он расспросит нас о путях древних, где путь добрый, и пойдёт по нему, и найдёт покой душе своей (Иер. 6:16).

Мы от всей души приветствуем наш съезд ревнителей веры и Церкви, деятелей на ниве Христовой, эту духовную дружину храбрую, что должна стоять впереди, защищая верных сынов Церкви от нападения врагов. Пусть растёт, и ширится, и крепнет сознание необходимости исходить деятелям церковным со словом созидающим, учительным, со словом поражающим неверие и неправоверие. Может быть, никогда наша Церковь не была в таком опасном положении, в такой необходимости напряжения всех своих духовных сил, как в переживаемое время. Посмотрите на нивы, как готовы они к жатве! Наступает время, и настало уже, когда усталые и измученные на распутьях мира души придут к нам, чтобы мы ввели их на тучную пажить Христову. Что, если на их мольбу мы ответим молчанием? Что, если вместо хлеба они получат камень? Если они не получат от нас здоровой и доброй пищи, они в отчаянии заменят её гнилью и подделкой под истину, которую предлагают различные секты и политические агитаторы. И опять раздираться будет Церковь, и опять разделения, распри и раздоры, и опять будет разделяться Христос. «Дайте вы им ясти», – вот клич, обращённый к нам. Да будем мы к нему готовы, Да будем мы его достойны. Да устрашимся ответа и отчёта об управлении домовнем.

Таков урок нам, работникам в винограднике Божием. И вам, добрые миряне, добрый виноград Божий, ныне уроки и слышимы, и понятны. Ищите Христа и за Ним идите. Он и место пустынное обратит в дом хлеба и изобилия. Он, духовно питая вас, даст вам изобилие и хлеба телесного. Не соблазняйтесь лжеучениями, которые обещают вам горы золота и все земные блага. Умирающий от жажды в пустыне путник издали увидел полный мех, в котором обычно в жарких странах держат и возят воду. Он бросился к нему в надежде утолить мучительную жажду. И вот, он увидел, что мех наполнен не водой, а... золотом. Со стоном и проклятием отбросил от себя умирающий этот драгоценный, но ему ненужный металл. Это – образ того хлеба, который предлагают и обещают народу лжеучители взамен веры и её утешений. При духовном голоде этот хлеб принесёт только разочарование, проклятие и смерть.

Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек – вот образ той пищи, пребывающей в жизнь вечную, которую даёт нам Христос.

Вкусивший хлеба этого не взалчет во веки! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх