Духовная жажда молодежи. (Речь при открытии Златоустовского религиозно-философского кружка молодёжи в г. Москве 30 декабря 1907 года. Сказана при священнослужении Высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского.)

Духовная жажда молодежи. (Речь при открытии Златоустовского религиозно-философского кружка молодёжи в г. Москве 30 декабря 1907 года. Сказана при священнослужении Высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского.)

Даждь дождь земли жаждущей, Спасе!

Молитва эта мало известна жителям городов. Но у тех, кто вырос в деревне вместе с народом, знает народные радости и скорби, – у нас она будит всегда воспоминания о трогательных моментах подъёма народной веры. Вот, в знойное лето долго-долго стоят жаркие, палящие дни; земля растрескалась; дышать нечем, ветер не освежает измученного жаром лица, а ещё более как бы обжигает; высохли ручьи, обмелели речки. В воздухе пыль; она серым налётом покрывает всё вокруг. Деревья бессильно опустили листья, молодые нежные побеги увяли, пожелтела иссыхающая трава, в поле на нивах хлеб стоит, как обречённый на смерть. Грозный призрак неурожая и голода тревожно носится пред народом, мучит сердце, заставляет с ужасом задумываться над будущим. И вот, в такую мучительную пору уныния и страха исходит народ на общее моление в поля. Несут из храма святыни, поют молитвы, но среди всех молений одно вызывает слёзы, одно заставляет биться сердца и ниц до праха земного, до травы пожелтевшей и иссохшей склоняет главы богомольцев: «даждь дождь земли жаждущей, Спасе!» Редкий священник сельский не переживает в своей жизни чудного события: во время такой молитвы вдали на небосклоне поднимается тучка, она идёт, растёт, близится, в ней вспыхивают молнии... Тишина... Порыв влажного ветра, – и дождь благодатный проливается над жаждущей землёй. Стоишь с народом, вода с тебя стекает ручьями, течёт по облачению, промокаешь насквозь. Но светло и радостно на душе, идёшь бодрый, и за тобой следует народ в храм, как в светлый Христов праздник...

Пронеслось над родиной нашей знойное дыхание разнузданных страстей, промчалось, прошумело революционное движение. Давно оно подготовлялось, не кончилось и ныне, а только видоизменилось. Одно в нём было и остаётся постоянным и неизменным: это желание обезверить народ, потрясти основы церковности, осмеять все религиозные авторитеты. Падкой и слабой оказалась, конечно, прежде всего, молодёжь. И видели мы блудных сынов нашего времени в таком множестве, что, казалось, всё погибло; слышали мы из уст их насмешки над всякими религиозными воззрениями, над всякими религиозными заповедями и обязанностями. Иссохли в нашей молодёжи источники живой воды от зноя злобы, поникли души, уныли сердца, долу, к земле, приклонились все интересы, дыханием бурным, пламенем ада, обожжены были сердца молодёжи.

Однако не нужно было быть пророком, чтобы знать наперёд, что пустота скоро начнёт томить молодёжь, что злобой сердце питаться устанет, что вечные и благородные запросы духа властно заговорят в молодых людях и потребуют удовлетворения. Но и в ответ на проснувшуюся жажду религиозного ведения сыны погибели и соблазнители юношества уготовали пищу по роду своему: атеистические сочинения, насмешки над Церковью и церковностью, оправдание революции евангелием, а социализма – учением и примером жизни Христа, искажение истины христианской, – вот что услышала молодёжь в различных обществах христианской борьбы, в книжках, проповедующих в невозможном сочетании «христианский социализм», «церковь будущего», условную мораль и проч., и проч. Это не благодатная туча, которая напоит жаждущие души; это – только пустые облака, безводные, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы на веки (Иуд. 1:12-13).

Так писал о подобных учителях святой апостол Иуда. Он же указывает и верный путь к источникам воды живой и оживляющей на веки. Послушаем слово его, ведь ваш кружок будет часто читать Священое Писание. Послушаем слово апостола, оно так применимо к нынешнему собранию: «Возлюбленные, имея всё усердие писать вам об общем спасении, я почёл за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, нечестивые, обращающее благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающие Единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Я хочу напомнить вам, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил. И ангелов, не сохранивших своего достоинства, соблюдает в вечных узах на суд великого дня. Как Содом и Гоморра, так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высшие власти. Они идут путём Каиновым. Это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям; уста их произносят надутые слова. Это – люди, отделяющее себя от единства веры, не имеющие духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Ст. 3–21).

Вы видите: всё, что произошло, не ново. И нам радостно, что собирается кружок молодых людей, в своих религиозных исканиях пожелавших подвизаться за веру, однажды преданную святым, назидать себя на святейшей вере нашей. Это всё вы найдёте в Церкви, и вы не ошиблись, когда поставили во главу и основу своего содружества православное учение веры и жизни и руководство святой Церкви.

Даждь дождь этой земле жаждущей, Спасе! Верьте, друзья, что благодатным и спасительным дождём прольётся над душами вашими слово Божественного Откровения и учения святоотеческого. Верьте, что ни один час ваших занятий не останется для вас бесплодным. И дай Бог вашим руководителям вместе с вами увидеть и испытать токи духовного дождя и видеть души ваши напоенными, и с вами вместе праздновать светлый праздник духовных дарований под кровом Церкви Божией. Вы поручили себя небесному покровительству святого Иоанна Златоустного. Пусть стоит у вас пред духовными очами этот великий святой, великий мыслитель, пастырь, проповедник и толкователь богооткровенного слова Божия. В знаменование же его присутствия с вами и небесной помощи примите в благословение этот святой образ Златоустого вселенского учителя. Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх