Добрый или Великий

Добрый или Великий

От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. (Пс.36:23)

Стоя здесь в храме Божием, стоя перед вами, я понимаю, что стою перед великим народом Божиим. Я сам представляю собой, хотя и недостаточно, великую Церковь и один скромный и маленький Божий народ. Моя Церковь по численности незначительна, по сравнению с другими Церквами, но она, несомненно, велика как вечный хранитель драгоценнейшего духовного сокровища, унаследованного от апостолов и святых, с апостольских времен и до днесь. Мой народ велик только потому, что больше тысячи лет был хранителем и защитником этого драгоценного духовного сокровища на неспокойной и опасной части земного шара, на котором часто скрещивали свои мечи Европа и Азия.

Идеал нашей Церкви не в величине, а в доброте, добрый, а не великий человек всегда угоден Богу и людям. Великий человек может быть, и нередко бывает, велик и во зле, которое причиняет своему народу и всему человечеству. Языческая традиция – прославлять и возвеличивать великих людей. В противоположность этой традиции, христиане должны быть добры и взыскивать доброго человека, по словам Священного Писания: «От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело».

Зная об этом, я с грустью слышу в некоторых христианских странах: нам нужен великий человек! Нет у нас великого человека, который необходим нам!

Нужен ли нам великий человек? Нет, потому что все, что сегодня нужно, – великий Бог и много добрых людей.

Почитайте книги по мировой истории, и вы увидите, как редко кто-то из великих людей в языческие времена сделал что-то действительно доброе человечеству. Вспомните, например, фараона Рамзеса или Могола, или Ирода или многих других, которые носили титул «великий». Они не сводили небесный огонь, чтобы обогреть человеческие сердца любовью и просветить человеческий разум истиной. Они приносили адский огонь, сожигающий и неугасимый. Даже и некоторые их дела, которые выглядели добрыми, совершались ради узких эгоистических интересов.

Если мы вспомним людей из христианских стран, которые считались великими, но не были добрыми, то мы увидим, что их имена очень быстро исчезали в туманном прошлом. Но вопреки этому многие взывают: «Хотим великого человека!» Приведу один пример: однажды я услышал крики под окнами моей кельи, выглянув в окно, я увидел во дворе группу эсесовцев. Они повалили на землю и избивали одного сербского узника, который отказался кричать вместе с ними: «Да здравствует великий Гитлер!». Но вот удивительный поворот судьбы, когда американские формирования заняли Австрию, одна группа германских солдат кричала по улицам: «Долой Гитлера!» Почему? Разве он не был великим? Нет, он был великим, но великим во зле, так же, как велик во зле был Ирод Великий. Только теперь немецкий народ начинает осознавать свою насущную потребность, это потребность заключается уже не в поиске великого человека, а в великом Боге и добрых людях. Спросим себя сейчас, какое учение о человеческом величии оставил наш Спаситель? Когда Его спросили, кто наибольший в Царстве Божием, Иисус подозвал к Себе малое дитя и сказал: «Кто не примет Царство Божие, как дитя, не войдет в него» (Мк. 10:15). Иными словами, наибольшие в Царстве – добрые. Да, доброта – величина реальная и вечная, а «величие», как бы высоко ни ценилось оно людьми – «мерзость в очах Божиих» (ср. Притч. 16:5).

Вождь гуннов Атилла, который опустошил Европу, был правдив, когда назвал себя «бичом Божиим». Господь попускает такие наказания и зло людям как один из способов защитить их от окончательной гибели от грехов и нравственной испорченности.

В дни поста мы вспоминаем крестные страдания, муки и суд нашего Спасителя. Понтий Пилат, убедившись в невиновности Иисуса, попытался Его спасти, он предложил Его обвинителям и народу выбор, кого из двух обвиняемых спасти от казни, Христа или Варавву. Христос был безгрешен и свят, а Варавва – разбойник и убийца. К великому изумлению Пилата, жители Иерусалима проголосовали в пользу убийцы – «отпусти Варавву, распни Иисуса!». Спросил Пилат: «За что? Какое зло Он сделал вам?» – «Распни, распни Его! – ревела одураченная и разъяренная толпа. – Убей именно за то, что Он не сделал нам зла, за то, что Он не способен делать зло! Такой нам не нужен. Нам нужен хитрый, способный делать другим зло, а нам – добро, нам нужен сильный и храбрый бунтовщик. Не нужен нам святой и добрый, который боится проливать кровь». И Пилат освободил Варавву.

Это случилось более 2000 лет назад, к сожалению, это повторилось и в наше время, и наше поколение принимало в этом участие, когда некоторые из европейских народов, осудив Христа, сделали ставку на своих политических лидеров, те пообещали им отвести их по пути зла к добру, через земной ад в земной рай. Это была пропаганда опасной сатанинской доктрины презрения и ненависти к другим народам, идеи полностью противоположной учению Христа. Они проливали кровь как воду, ибо были потомками племени Вараввы. Так в наше время повторилось рычание врагов Христа: «Отпусти Варавву, распни Иисуса!»

Я читал исторический обзор о цивилизации, существовавшей до Потопа. Издатель, американец, называет ее «эпохой Каина». Похоже, это была преуспевающая материалистическая цивилизация, подобно тем, которые позже возникли в античной Греции и Риме, но, к сожалению, это была цивилизация биологически развитых, но духовно больных людей.

Мы ценим доброту человека выше всех остальных его способностей и дарований. Я испытываю радость, когда слышу свидетельства от вас, американцев, которые имели возможность познакомиться с сербскими крестьянами, о том, какой это добрый и гостеприимный народ. Тот, кто страдал за Христа так, как страдал мой народ, и должен быть добр и ценить добро выше других достоинств. Я почувствовал добросердечие американцев и с благодарностью вспоминаю многих ваших врачей и сестер милосердия, воспитателей и благотворителей времен Первой мировой войны, они с большой христианской любовью ухаживали за нашими ранеными и лечили их, заботились о наших сиротах и детях из бедных семей. Мы – многострадальный народ и не привыкли получать помощь и ощущать чью-то любовь, поэтому мы с глубокой благодарностью принимаем и ценим вашу доброту к нам. Отблагодарить вас подарками, материальными дарами мы не в состоянии, ибо доброта дороже всего мира, и добрые души наследуют не материальный мир, а Царство Божие.

Как мне благодарить вас от имени моей Церкви и моего народа? Не только теплыми словами, адресованными вашему слуху, но усердными молитвами, которые слышит Божий слух, слышит и не забывает, молюсь и буду всегда молиться, чтобы великий Господь умножил добро среди вас. Молюсь, чтобы Он умножил ваш род на миллионы и чтобы множество, множество мужей, жен и детей жили по истинным христианским добродетелям и по слову Божию: «От Господа стопы человеку исправляются, пути его восхощет зело».

Наверх