Добродетели (3-я Неделя Великого поста). Проповедь в Преображенской церкви г. Москвы. 1959 г.

Добродетели (3-я Неделя Великого поста). Проповедь в Преображенской церкви г. Москвы. 1959 г.

“Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим”.

Мы будем поклоняться Честному и Животворящему Кресту и воспевать эти святые слова.

Святая Церковь выносит Честной Крест Христов на середину храма для нашего поклонения для того, чтобы ободрить и утешить всех нас; для того, чтобы напомнить всем нам, что распятый и воскресший Христос Спаситель всегда с нами — и в наших скорбях, и в нашем покаянном плаче, и в наших радостях…

И наряду с этой молитвой, молитвенной церковной песнью, которую мы после славословия поем в наших храмах и которой будем внимать, наряду с этими святыми словами “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…” у меня на сердце и на устах сейчас другая молитва: второе прошение молитвы преподобного Ефрема Сирина, которое, как и первое, и третье, мы с коленопреклонением произносим много раз в дни Великого поста, когда говорим: “Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему”.

Почему, дорогие мои, в минуты поклонения Честному Кресту Христову эти слова молитвы преподобного Ефрема Сирина входят в мое сердце? Потому что Тот, Кто был распят на Кресте, Кресту Которого мы будем поклоняться, являлся и является для всех нас совершенным воплощением тех добродетелей, какие мы испрашиваем для себя у Господа Бога.

Мы просим у Господа: “Дух целомудрия даруй ми, рабу Твоему”. Он, вознесенный на Крест, — Чистый, Безгрешный, Всесвятой; ни одной пылинки греха на Нем нет. Он во всем подобен был нам: и жаждал, и голодал, и имел нужду в отдыхе, но не имел грехов. Его обвиняли в грехах фарисеи, саддукеи, Понтий Пилат. Они говорили Ему, что Он богохульствует; но Он не богохульствовал. Он был Сыном Божиим, и называл Себя Сыном Божиим. Говорили и обвиняли Его в том, что Он собирается восстановить разрушенный храм в три дня, но Он говорил о Своем Теле, которое воскреснет в третий день. Ставили Ему в вину то, что Он называл Себя Царем Иудейским, но Он был Царем, но не иудейским, не земным царем. Он был и есть наш Царь Небесный, царствующий над всеми народами всей земли. И ни одного греха не могло быть на Нем Чистом, Всесвятом и Безгрешном.

О, если бы Он с высоты Святого Креста Своего, невинно осужденный, безвинно распятый, Чистый и Всесвятой, поучал нас всегда заботиться о чистоте своих помыслов, наших душ и телес! О, тогда в чистом сердце обитал бы Дух Святой, ибо Дух Святой может обитать только в чистой храмине, очищаемой слезами покаяния и трудами спасения; очищаемой для того, чтоб быть Его вместилищем.

“Дух смиренномудрия даруй ми, рабу Твоему”. Вот Он, распятый на Кресте, смиренный от дней своего младенчества, от Вифлеемских яслей и до последнего вздоха, на Кресте. В дни Своей земной жизни Он никогда, никогда не сказал, окруженный грешниками, что Он только Один чист, а кругом Него стоят грешники. Он никогда не похвалялся Своей Божественной силой, Своими чудесами. И в смирении Своем Он дал Себя распять на Кресте: возлег на Крест, ибо Крест сначала лежал рядом на земле, дал Себя прибить ко Кресту, Крест был поднят и водружен в землю.

Если бы нам, грешникам, научиться у Него, смиренного, безвинно распятого, смирению, чтобы нам не хвалиться, не возвышаться друг перед другом, ни красотой, ни умом, ни какими-либо достоинствами, мнимыми или действительными, но чтобы сознавать себя грешниками перед Лицом Господа! И тогда сбылось бы над нами обещание Господа Иисуса Христа: “Блаженны нищие духом (то есть смиренные), ибо их есть Царство Небесное”.

“Дух терпения даруй ми, рабу Твоему”. Взирая на Святой Крест Христов, мы видим, мы знаем, какое долготерпение проявлял Господь наш Спаситель в дни земной Своей жизни, и особенно в последние часы Своего земного подвига. Его били тростью по голове, все Его тело избивали плетью, на главу Его был надет терновый венец, своими колючими ветвями пронизавший Его святую главу, на Него плевали, на Него надели красную одежду и издевались над Ним. Он все претерпел ради нас, претерпел для того, чтобы Свой подвиг, взятый на себя, донести до конца.

Научи нас, Господи, терпеть в наших скорбях, болезнях и испытаниях! Ведь Ты терпел безвинно, а мы должны терпеть во искупление множества своих согрешений в тех скорбях и болезнях, которые угодно Тебе посылать нам.

“Дух любве даруй ми, рабу Твоему”. Взирая на Святой Крест Христов, мы видим, мы знаем, какое долготерпение проявлял Господь наш Спаситель в дни земной Своей жизни, и особенно в последние часы Своего земного подвига. И, взирая на Крест Христов, мы видим распятую на Кресте любовь к человечеству. Эти руки, простертые на кресте, прибитые гвоздями, — это знак никогда не закрывающихся объятий любви к нам нашего Небесного Отца. Умирая, Он молится за Своих врагов, Он прощает Своим врагам. Он словами любви отвечает разбойнику, который с воплем обращается к Нему в эти предсмертные свои минуты.

Если бы нашему немощному сердцу Святой Крест Христов всегда преподавал урок любви: как надо любить друг друга! Ведь любовь — это вершина, это совокупность совершенств, по словам апостола Павла. Любовь умеет совершать великие чудеса. Ведь сказано в Слове Божием, что любовь покрывает множество грехов у человека.

Если бы любовь жила среди нас, свет Божий сиял бы в наших сердцах и вокруг нас, и Господь узнавал бы в нас и Своих учеников, по Его Божественному Слову! О, если бы мы имели эту прощающую, неосуждающую, сострадающую, милосердствующую друг к другу любовь!

И мы видим в Распятом на Кресте воплощение во всем совершенстве, во всем величии тех добродетелей, о которых мы не только молим Господа, но которые должны стать достоянием наших грешных душ, ибо только тот, кто чист, смиренен, терпелив и имеет любовь в своем сердце — только тот войдет в небесное жилище и удостоится радости видеть Господа.

Пусть же Крест Христов, который Святая Церковь износит для нашего молитвенного поклонения на середину храма, будет для нас не только источником утешения и подкрепления в наших трудах, скорбях и болезнях, но пусть и сегодня, и всегда он будет учителем нашим! Пусть он учит нас тем добродетелям, без которых никто не увидит света вечной жизни.

Наверх