Чудеса веры православной. В день святого Владимира а станице Крымской. 28.07.1894 г.

Чудеса веры православной. В день святого Владимира а станице Крымской. 28.07.1894 г.

Празднуем сегодня память святого равноапостольного русского князя Владимира; вспоминаем вместе с тем и то дело, которое совершил он и за которое прославлен у Бога и у людей, т. е. крещение России в православно-христианскую веру.

Святой Владимир быль сначала язычником, как и все наши предки. Его жизнь в язычестве не отличалась ничем хорошим: жил он в своё удовольствие, любил только себя, имел много жён, воевал, пировал, мало заботился о своём царстве. Он был таким, какими были все язычники; иным он быть не мог, так как не знал Бога истинного, не ведал закона евангельского, мало понимал, что хорошо, что худо, и некому было научить его. Такая жизнь мало отличается от звериной, потому что есть, пить, спать и иметь заботу о сохранении своей жизни и о собственных удовольствиях свойственно и скотам неразумным. Человек со светлым умом и с доброю душою не мог оставаться спокойно в язычестве. Душа человека так создана, что ищет веры в Бога Истинного; сердце человека стремится к добру, желает святости, а языческая вера не могла дать такого успокоения. Так прожил Владимир пору юности и мужества, пережил всё, чем хочет наполнить человек жизнь, чтобы быть счастливим: ел, пил, веселился, а счастья не нашёл, потому что не в этом разумное счастье, а в Боге. И стало приходить Владимиру на ум, что смерть скоро придёт, близок час разлуки с землёю, а что ждёт его дальше? Не может душа человека успокоиться на том, что всё кончится с земною жизнью, и верится помимо воли, что будет после смерти тела жизнь вечная духа. Что обещала эта жизнь язычнику - Владимиру? Заслужил ли он счастье в будущей жизни, когда он не знал даже, чем заслужить его? В таком-то расположении мысли Милосердый Бог призвал его к чудному свету Христовой веры. К Владимиру явился из православной Греции священник-монах и ответил на тайные его думы: показал, что ждёт его в будущей жизни. Он развернул пред ним картину страшного суда, где изображены были направо ликующие праведники, а налево плачуще грешники. «Хорошо тем, кто по правую сторону», - сказал простодушно Владимир. «Веруй во Христа, - ответил священник, - и ты будешь с ними». И стал говорить ему священник о Боге едином и истинном, о Христе Спасителе, о законе Евангельском, стал говорить ему, что все люди равны по духу пред Богом, всех Бог любит, всем хочет спасения, всех зовёт в Своё пренебесное Царствие, но войдут в него не все, а только те, кто здесь, на земле, исполнял закон Божий, был полезен своим ближним, кто свой долг выполнял и если он князь или простолюдин, богатый или бедный и даже последний раб во дворе князя, - всё равно, князь, крестьянин, отец, мать, сын, дочь и проч., лишь бы каждый исполнил свою должность по совести, и они не остаются у Бога без награды.

Смутилась и затрепетала душа язычника-князя Владимира. Что сделал он, чтобы получить награду от Бога? Он был князем, много добра мог бы сделать народу, много пользы принести, много слёз людских отереть. А он только ел, пил со своими женами, пировал с дружиною, жил в свое удовольствие. С тех пор не знал покоя князь Владимир и задумал сам переменить веру и народ свой вывести из тьмы язычества на путь вечного душевного спасения. Долго рассказывать о том, как Владимир посылал послов узнавать разные веры, как он сам принимал послов от различных народов, которые хотели иметь могущественного князя своим единоверцем. Довольно сказать, что князю Владимиру более всего понравилась вера христианская, православная, - та, которую исповедовала в то время Греция, и которую теперь содержим мы с вами. Крестился князь Владимир, крестилась его семья, крестилось его войско -  дружина, крестился русский народ.

Это случилось более 900 лет тому назад. Как не бывало прежнего князя-язычника Владимира! Не слышны пиры, не видно разгула, нет дикого распутства, не забыты нужды народа. От утра до вечера ласковый князь Владимир судит свой народ, защищает правых, помогает вдовам, избавляет от притеснения сирот. Ходит он по тюрьмам, милует преступников кающихся; каждый день целыми возами рассылает с княжеского двора милостыню. Всегда он в совете с духовными пастырями, строит церкви, заводит училища, путешествует по всему лицу земли русской. Так и остался он в народной памяти под именем Владимира, ласкового князя - Красное Солнышко. Вот какую перемену произвела в князе Владимире святая вера Христова. Он сам сказал о себе: «был я, как зверь, жил я совершенно по-скотски, а теперь познал я Бога истинного».

Что случилось с одним человеком, то случилось и с народом. Русский народ, когда был в язычестве, отличался дикостью, злобою, распутством, обжорством и пьянством. А теперь это - народ, который удивляет всех своим благочестием.

Иностранцы, посещающие Россию, изумляются тому, сколько у нас храмов Божиих, как благочестив и набожен наш народ, как он покорно переносит несчастья, как он предан святой Церкви и благочестивым царям своим. Русский народ называется народом-богоносцем. И правду сказать, если бы не православная вера, если бы не набожность русского народа, давно бы погиб он от множества врагов. В пору нестроений и неурядиц, в пору нашествия татар, поляков, ливонцев, шведов, французов, - всегда русский народ, сознавая себя единым, никогда не раздроблялся и этим единением служила православная вера. Она же воспитала в нём все добрые качества души. Она же воспитала много великих мужей, которые в годину народного горя не щадили живота своего и во имя Христа, во имя православия жертвовали собою для спасения родины.

Братья! Христиане православные! Хранить нам должно свою веру, как неоцененное сокровище, беречь нам нужно свое православие, как верный и единый залог спасения! Сознавая величие русского народа, данное нам святою верою, не будем закрывать глаза и на свои недостатки. 900 лет прошло с тех пор, как Русь наша сделалась святою Русью, а народ русский стал крещёным, христианским, но у нас ещё осталось кое-что от язычества. Что это? - спросите вы. От язычества осталось пьянство, обжорство, распутство и это отвратительное сквернословие, или, как говорят у нас, скверноматерное слово, которым так часто оскверняет свой язык русский человек. Нужно употреблять нам все меры, чтобы избавиться от этих последних остатков язычества.

А затем, так как верой Христовой мы спасаемся, и так как царство наше до сих пор стоит только православием, то нужно содержать святую веру в том виде, в каком мы приняли её от времён святого князя Владимира. Небесный Домовладыка засеял плодовитую ниву нашей родимой земли пшеницею чистого православия, но диавол, всегдашний враг всего доброго, посеял плевелы на ниве и взошли от этого посева: раскольники, хлысты, баптисты, штундисты и другие сектанты, о которых со скорбью теперь часто приходится слышать. Не было их при святом князе Владимире, и не должно быть теперь. Святая православная вера идёт от Христа Спасителя и Его апостолов, а сектанты появились на наших глазах. Поэтому не могут быть они истинными христианами, так как учение их сообщил не Бог, а человек. Господь Иисус Христос, отправляясь на крестную смерть, молил Небесного Отца, чтобы все Его последователи-христиане были едино: способствуют ли сектанты этому единению верующих, - сами судите; не только не способствуют, а, напротив, разъединяют христиан, отвлекая их от православной Церкви. Значит, они - враги Божии. Мы же, ученики Христовы, от лет святого князя Владимира принявшие православие, будем крепко любить и хранить свою святую веру, будем послушны святой Церкви. Не смущайтесь тем, что находятся враги Церкви - сектанты. Сам Господь Иисус Христос имел ведь врагов и Сам Он предсказал, что будут ереси и лжепророки. Но Господь Иисус Христос - един, едина истина, едина Церковь: кто в Церкви, тот спасён будет, а кто вне Церкви, - осуждён будет.

Но придёт время, здесь ли, на земле, или там, на небе, - не всё ли равно, - когда верующие в Господа Иисуса Христа все будут в союзе и единении. Ибо Сам Он сказал: «и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь».

Молитвами святого князя Владимира да пребудем и мы в этом святом избранном стаде, под пастырством Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 73-77.

Наверх