Четвертая неделя Великого поста. Пассия. 1961 г.

Четвертая неделя Великого поста. Пассия. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 28).

Слова эти сказаны Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом в тяжкие минуты Его страданий, скорбную повесть о которых вы только что выслушали из святого Евангелия от Луки. Преданный в руки врагов по вероломству одного из Своих близких учеников, Божественный Страдалец влачим был из двора в двор, от одного судилища к другому, и Того, Который не сделал ни малейшего греха, везде встречали, как отъявленного злодея, достойного самой жестокой и позорной казни. Ни во дворе Анны и Каиафы, ни в претории Пилата, ни в доме Ирода — нигде Он не видел ни справедливого внимания, ни привета, ни сострадательного участия. Вид Его был бесчестен, как вид ужасного преступника, заключенного в оковы. Вокруг Него раздаются грозные крики возбужденной и разъяренной толпы, неправедным и жестоким обидам нет конца, и нет слов для их описания. Над Ним ругаются и зло смеются. Его бьют по лицу, на Него надевают терновый венец, от которого кровь ручьями течет с Его головы и горячими каплями падает на землю. Все, все Его оставили, даже те, с которыми Он постоянно делил труды и беседы. Некуда Ему обратить взор, чтобы скорбной душе встретить отраду и утешение. Но вот приговор произнесен и скреплен властию. Невинный осужден на смертную казнь. Истомленного, измученного, Его ведут на место казни, где среди насильственных страданий Он должен навсегда проститься с жизнью. Несмотря на видимое истощение телесных сил, Страдалец Сам несет на Себе орудие предстоящей казни, доколе по случайной встрече не облегчил эту ношу некто Симон Киринейский. Толпа, сопровождавшая печальное шествие, растет и увеличивается, собирая к себе сотни и тысячи любопытных людей.

Среди этой толпы, волнуемой разнообразными чувствами, шли женщины. Печальный вид этого зрелища, представление близкой страшной казни родили искру сострадания в чувствительных и мягких сердцах, и жены иерусалимские вздохами, слезами и рыданиями отвечали на скорбь Осужденного, ведомого на Лобное место. Влажные слезы должны были, по-видимому, смягчить хоть немного ту жестокую обстановку, которая окружала Невинного Страдальца, и принесть Ему малую долю отрады в тяжелом положении. С Его стороны естественно было ждать слова благодарности за такое сочувственное участие. Но не за Себя страдал Господь и Спаситель наш и не для Себя искал Он отрады и утешения. В Его душе совмещалась скорбь всего мира и наши страдания, наши болезни; наши грехи, прошлые, настоящие и будущие, тяготили Его человеколюбивое сердце. Поэтому Господь отклоняет неуместные слезы, Он, напротив, при всей силе Своих безмерных страданий с грустью смотрит на тех, кто в обманчивом чувстве своего довольства не считал себя требующим сострадания всесильного Искупителя мира. Поэтому Господь возбраняет им плакать, а указывает им на предметы плача и рыдания, более заслуживающие внимания: обратившись к ним, Он внушал им плакать не о Нем, а о себе самих и о чадах своих: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».

Дорогие братия и сестры, конечно, и наши сердца волнуются и трепещут при воспоминании спасительных страданий нашего Господа, и наши души наполняются скорбными чувствами и сострадательными помыслами, готовыми в мягких и нежных сердцах исторгнуться из души и вылиться наружу в скорбных вздохах и слезах умиления. И, конечно, Господь не без благоволения взирает на слезы, когда видит, что они служат свидетельством доброго душевного настроения, располагающего душу к новой благодатной жизни. Но мы не ограничим выражение своих скорбных чувств в бесцельном, беспредметном сострадании при слушании трогательного евангельского повествования. Невинный Страдалец уже воскрес и сидит одесную Бога Отца, и язвы Его — наше спасение и исцеление. И если нам вздыхать и сожалеть о чем-либо, то, конечно, не о судьбе Богочеловека, принесшего Себя в жертву бесконечной правде. И нам бы Господь сказал, что сказал Он иерусалимским женщинам: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Не жалейте о Моих страданиях для вашего блага, Я добровольно понес и претерпел их; они открыли торжество любви Божией к человеку и отворили вам двери рая. О себе жалейте и о чадах своих, о грехах своих должны вы плакать, которые пригвождают Меня ко кресту. Плачьте не обо Мне, а о себе, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк. 23, 29—31) Вы сокрушаетесь обо Мне. Напрасно! Посмотрите лучше на себя и кругом себя. Над вами тяготеет страшная и грозная сила, и не ныне, так завтра она разразится над вами или над вашими сынами разрушительными ударами. Вы не рады будете жизни своей, будете искать смерти для прекращения своих страданий, и горы и холмы, у которых вы будете просить защиты или мгновенного прекращения своих тяжелых дней, не покроют вас своею тяжестью и не спасут вас от той ужасной силы, которая так разрушительно и больно будет действовать на вашу душу и ваше благосостояние. В судьбах Божиих сочтены дни ваши, и вы не увидите, как нагрянет на вас туча гнева небесного и высшей правды. Смотрите, как погибает зеленое, цветущее дерево, а что будет с деревом сухим и бесплодным?»

Дорогие братия и сестры, эти слова непосредственно были сказаны народу иудейскому, но они имеют силу и в наши времена и для нас, христиан. Греховные язвы, худые наклонности и желания, нарушающие покой и мир души, преобладают и в нас, и мы не освободились от них. Господь принес нам искупление — дал нам лекарство от застарелой болезни, но оно действует при условии нашей собственной деятельности.

Спросим же сами себя, насколько в нас сильно живительное начало любви христианской, по которой в каждом из своих ближних мы должны видеть своего брата и устроять его счастье, как свое собственное. Посмотрим на самих себя. Как сплетена нить нашей жизни, к чему она приведет нас, небрежно нами распутываемая? Там сказано нами же бранное слово оскорбительное, там вознесена клевета на ближнего. Ныне — ссора, завтра — гнев, мщение и зложелательство; ныне — бессердечный смех над немощным человеком, завтра — презрительный отказ нищему, просившему у нас кусок хлеба. Все эти произвольные наши грехи распинают вторично Господа, побуждают нас плакать и сожалеть о самих себе. Поэтому трогательное евангельское повествование призывает нас прежде всего к тому, чтобы мы более всего обращали внимание на себя самих и на ту судьбу, какую мы строим себе своими делами, а не увлекались до самозабвения сочувствием к чужим делам и положениям.

Надо быть истинными христианами, надо воплощать в себе дух веры и любви, научиться смотреть на свои согрешения, а не осуждать брата своего. И этим мы покажем свою любовь ко Господу, и тогда Господь в ответ на нашу любовь к Нему возлюбит и нас, и введет в вечное Свое царство добра, правды, мира и любви и сделает нас наследниками вечного блаженства. Аминь.

6 (19) марта 1961 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Наверх