Четверг первой седмицы Великого поста. Великое повечерие. О посте и о его значении. 1963 г.

Четверг первой седмицы Великого поста. Великое повечерие. О посте и о его значении. 1963 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не бойся, малое стадо! ибо Отец, ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32).

Возлюбленные Богом братия и сестры, вступая в подвиг Великого поста, мы должны от всей души возблагодарить Господа за то, что Он, желающий всем спасения, сподобил нас и в этом году дожить до святых дней Великой четыредесятницы. Мы должны посчитать за счастье и за великую милость Божию, что имеем возможность под сводами этого святого храма молиться Богу, назидаться умилительными великопостными песнопениями и молитвами и, испытывая себя, приносить Богу покаяние в своих грехах. Святая Церковь, наша нежная, чадолюбивая мать, облеклась сейчас в траурное одеяние и своим медленным заунывным колокольным звоном, трогательным великопостным богослужением зовет нас к покаянию, стараясь пробудить в нас нашу спящую совесть и возбудить в нас ревность к исправлению. Подобно тому как весною все естество животных, птиц и деревьев снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное одеяние, так и мы должны в эти святые дни очистить себя от грязного рубища нашей души постом, молитвою, покаянием и облечься в чистые одежды нашей души, благоприятные Господу.

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Так обращается к душе своей преподобный Андрей Критский в умилительном своем покаянном каноне, который мы слышали за вечерним богослужением. Обратимся, дорогие братия и сестры, с этими словами к своей душе и постараемся разбудить ее от тяжкого болезненного греховного сна.

Душе моя, душе моя, востани! Востани от влечения своего и приверженности к земному! Ведь ты создана не для земли, но для неба; не для порабощения тленному, а для служения и прославления Творца твоего и Искупителя.

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Посмотри, как ждут твоего пробуждения твой Создатель и Искупитель Господь Иисус Христос, твоя путеводительница, небесная Мать, преблагословенная Богородица, твой ангел-хранитель и все святые. Они говорят тебе: «Подними, бедная душа, свой взор от земли на небо; востани от греховного сна! Тебе ли сейчас спать, когда о тебе проявляют такую нежную заботу твои искренние друзья и хотят тебя, слабую и больную, врачевать молитвами и таинствами, тогда как враг твой усыпляет тебя и старается погубить тебя?»

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается! Зачем нерадишь, бедная душа, о своей жизни, зачем проводишь в рассеянии немногие дни своей жизни? Не знаешь разве, что вот-вот и тебя позовут. Позовут на открытое пред всем светом испытание, которое будет на Страшном Суде Божием. Страшен, поистине страшен будет суд Божий, хотя Господь и благ, хотя Он и милостив. Ибо Тот же Иисус, Который ныне всех к Себе призывает, тогда отошлет от Себя всех нераскаянных грешников, говоря: «Не знаю вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Лк. 13, 27. Мф. 7, 23). Конец приближается. Не знаешь разве, бедная душе моя, что человек едва только успеет одною ногою вступить в этот мир, другою ногою уже стоит во гробе? Первый час земной жизни есть уже ступень, приближающая нас к смерти. Прошел еще день — и мы более приблизились к своей смерти, а прошел год — еще ближе приблизились к пределу своей жизни. Время сейчас бежит с ужасающею быстротою, мелькают не только часы, но и дни, и месяцы, и годы. Ты спишь, душе, а смерть незаметно приближается к тебе быстрыми шагами. Ведь ты таким образом теряешь драгоценное время, потребное тебе для твоего исправления. Если и души праведных не без смущения помышляли о своей смерти, то какое же будешь испытывать смущение ты, когда будешь разлучаться от тела! Настанет тот день и час, когда действительно ты смутишься. Придет тот страшный час, когда тебя никто не защитит: ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава и честь, но предстанет человек и дела его. Вот тогда-то смутишься, бедная душа, смутишься и устрашишься. Устрашишься тех плодов, которые ты посеяла на земле, устрашишься геенны огненной, мерзкими покажутся тебе все дела твои земные, которые ты тогда вспомнишь до мельчайших подробностей. Пожелаешь исправиться, но уже будет поздно. Возопишь о помиловании, но двери покаяния тогда закроются, и будешь так мучиться вечно.

Но ты, бедная душе, можешь избежать всего этого. Воспряни убо! Пробудись, стряхни с себя греховную нечистоту и покайся искренно. Ибо нет другого пути к исправлению, кроме покаяния. Не откладывай своего исправления до завтра, ибо враг, который всегда стоит на страже, воспользуется твоею медлительностью, но начинай покаяние немедленно. Если ты истинно воспрянешь, то да пощадит тя Христос Бог. Пусть твои грехи будут подобны пурпуру (см.: Ис. 1 , 18), тогда их Господь очистит в бездне Своего милосердия. Тогда Господь Иисус Христос, Который везде сый и вся исполняяй, проникнет в твое существо и будет царствовать с тобою. Если же не восстанешь и не воспрянешь, то тебя постигнет такое горе и такая участь, весь ужас которой ты и представить не можешь.

Дорогие братия и сестры! Святая Церковь подвиг покаяния соединила с поприщем поста, с таким временем, которое делает нашу душу бодрою и легкою. Мы сейчас вступили в великий подвиг Великого поста, поста, который установлен в подражание сорокадневного поста Господня. Ибо Спаситель по Своей любви к нам перед Своими крестными страданиями и проповедью Евангелия народу в течение сорока дней постился, не ел и не пил ничего. А так как жизнь Иисуса Христа для нас является правилом нашей благочестивой жизни,то и сорокадневный Его пост не может не быть для нас непременным правилом, если только мы не напрасно носим имя христианина. Сам Господь узаконил пост для своих учеников. Когда некоторые спрашивали Его, говоря: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» — в ответ на это Господь сказал: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 14—13).

Этими словами Господь говорит, что, кто искренно любит Его, кто разделяет с Ним участие в Его великом деле и делит Его чувства, тот будет сокрушаться и поститься, когда Господь его будет взят на страдания и смерть, тот будет освящать время разлучения с Господом постом умиляющим.Так и поступает Святая Православная Церковь, освящая время страданий Христовых особенным постом. Пост — дело святое, потому что он обуздывает страсти, живущие в нашем теле. Пост есть средство к святости, ибо как невоздержание открывает дверь разврату помыслов и дел, так воздержание сообщает мыслям свет, чувствам — чистоту, духу — свободу и крепость. Один из святых отцов говорит: «Когда какой-нибудь царь захочет взять неприятельский город, то он удерживает прежде всего воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с нашими плотскими страстями. Если человек будет жить в голоде и посте, то враги, ослабев, оставят душу». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, кто постится, тот угашает злые свои страсти. Пост делает душу бодрою, возносит ее выше земного и влечет ее к небесному. Все святые уважали пост и соблюдали его как святое время для своего исправления. Великие подвижники приходили в ближайшее соприкосновение с божеством и удостаивались великих откровений и видений именно чрез строгий пост, который одухотворял их, ослаблял в них тяготение к земному, облегчал для них соприкосновение с божеством и низводил на них милости Божии. Так, например, святой пророк Моисей во время сорокадневного пребывания на горе Синае во время строгого поста удостоился получить от Господа каменные скрижали, написанные перстом Божиим для израильского народа. Святой пророк Илия после четыредесятидневного поста удостоился откровения Божия на горе Хориве. Ниневитяне возложили на себя пост и через это были помилованы. Израильский народ очень часто прибегал к посту, когда желал удостоиться какой-нибудь милости от Господа или избежать праведного Его гнева. Святитель Василий Великий говорил, что пост современен человечеству, потому что в раю уже была дана заповедь о посте. Заповедью о невкушении плодов с древа познания добра и зла Господь узаконил и в раю пост, и если бы соблюли его наши прародители, то не пришлось бы соблюдать его нам. Пост есть матерь целомудрия, юношества охранение и украшение девства. При таком значении поста нам ли, грешным, не соблюдать его? Очистим свою душу постом и покаянием от всякой греховной скверны, тогда Господь придет к нам и приведет с Собою в светлое царство благодати христианских добродетелей, и очищенная душа с радостью воскликнет тогда, как воскликнула Пречистая Дева: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой. о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1, 46 -47).

Даруй же нам всем, Господи, спасительно провести время поста и покаяния и, доживши, с духовною радостью встретить Светлое Христово Воскресение! Аминь.

15 (28) февраля 1963 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх