Проповеди на праздники:

Божие ли царство – Россия? Слово на день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего, Самодержавнейшего великого Государя Императора Николая Александровича «Испытайте Писания, как изр

Божие ли царство – Россия? Слово на день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего, Самодержавнейшего великого Государя Императора Николая Александровича «Испытайте Писания, как изр

«Господне есть царство, и Он Владыка над народами» (Псал. 21:29).

Из года в год Церковь и Россия благодарно вспоминают и светло торжествуют день священного миропомазания и венчания на царство благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, – и прославляют Господа, возложившего на Него честь и величие, по выражению царя пророка, и на главу его венец из чистого золота (Пс. 20:4–5). Миропомазаие царское есть знамение излияния благодати Духа Святого, Господа, животворящего – на лицо помазуемое, – и мудрости и силы для управления подданными. Этот священный обряд есть Божие установление. О Давиде, помазанном на царство Самуилом пророком, сказано в бытописании, что с того часа, как он был запечатлен елеем, – стал носиться над ним Дух Божий. Сам царь Давид вот что говорит о благодатном действии на него священного помазания, и – силы Божией, сообщенной чрез него. Бог препоясывает меня силою, и устрояет мне верный путь, делает ноги мои, как у оленя, и на высотах моих поставляет меня, научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук; Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; поражаю их и не могут встать, падают под ноги мои, ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истреблю ненавидящих меня. Я рассеваю их как прах пред лицем, ветра, как уличную грязь, попираю их. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников: народ, которого я не знал, служит мне: по одному слуху о мне, повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих; жив Господь, и благословен защитник мой! Да будет произнесен Бог спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы, и избавляющий меня от врагов моих! За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему, величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки (Пс. 17:33–51). Видите, какую силу имело для царя Давида священное помазание или, точнее, излияние елея на главу его, – и чем был Бог для него, как царя народа избранного. Бог управлял, так сказать, всеми шагами, всеми действиями Давида, – чрез него царствовал Сам над Израилем; царство Давида было, по истине, Господне царство. Но и Давид был царь по сердцу Божию (Деян. 13:22), как засвидетельствовал о том Сам Бог, – и был истинным пастырем народа еврейского, как царь и вместе пророк, научая его непрестанно правой вере и строгому благочестию знаменитыми своими Боговдохновенными псалмами и стройным богослужением; он вел частые войны с внутренними и внешними врагами, победил всех их и доставил преемнику своему Соломону мирное царствование. Можно ли сказать о нашем отечестве настоящего времени, что оно есть Господне царство, и Господь есть Владыка русского народа? – По правой вере христианской, апостольской, неповрежденной мудрованиями человеческими, по православному чину богослужения и таинств, по силе знамений и чудес, совершающихся от мощей прославленных угодников Божиих и чудотворных икон, и вообще по бесчисленным знамениям милости Божией, совершающимся доныне над верными христианами и – по доброму, благочестивому житию немалого числа истинных христиан, между русскими, – Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же – по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпадших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, – русское царство есть не Господне царство. И потому, смотрите, что́ творится в нем в настоящее время: повсюду забастовка учащихся и рабочего – в разных учреждениях – люда; шум партий, имеющих целию ниспровергнуть настоящий, установленный Богом, монархический строй, повсюдное распространение дерзких, безумных прокламаций, неуважение к авторитету власти, Богом поставленной, ибо несть власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть, по апостолу (Рим. 13:1); дети и юноши вообразили сами себя начальниками и вершителями своей судьбы; браки потеряли для многих всякое значение, – и разводы по прихоти умножились до бесконечности; многие дети покинуты на произвол судьбы неверными супругами; царствует какая-то бессмыслица и произвол. Это ли царство православное, это ли царство Господне? Наконец, допущен безнаказанный переход из православия в какую угодно веру. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, говорит Господь, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12:25). Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония (Вавилонское, Ассирийское, Египетское, Греческо-Македонское). Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящия Его, яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведники да возвеселятся (Пс. 67:1–4). Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх