Божественная жизнь

Божественная жизнь

Возлюбленные братия, нынешнее евангельское чтение гласит: «Ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых; и исцеляхуся. И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше и исцеляше вся. И Той возвед очи Свои на ученики Своя, глаголаше: «Блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие. Блажени алчущие ныне, яко насытитеся. Блажени плачущии ныне, яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческого ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша много на небеси»".

О чем говорит нам это Божественное слово нашего Спасителя? Оно призывает нас к жизни божественной, чтобы мы, живя той жизнью, могли наследовать Царствие Божие. Мы живем не полной жизнью, а полужизнью, мы живем земной жизнью: смеемся, наслаждаемся удовольствиями и плотскими вожделениями. Но так не достичь нам Царствия Божия, для наследия которого требуется иная жизнь – жизнь божественная. Человек скромный, который все переносит в смирении, хранит чистоту и жаждет искоренения греховных чувств, живет божественной жизнью, наследует Царствие Божие. И апостол Павел говорит: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».

Образец христианской божественной жизни дает нам воспоминаемый ныне великий столп веры православной святитель Василий Великий, эта палата учености, как его называли, который уже в 49 лет созрел для Царствия Божия. О святителе говорится, что он, любя науки, старательно изучал всю языческую мудрость. Без благодати Божией эти науки не приносят пользы, и он пошел в пустыню учиться мудрости духовной у великих подвижников. Он видел там Пахомия Великого – ангелоподобного старца, видел Макария Александрийского и Макария Египетского – эти благодатные сосуды пламенной любви к Богу, видел Павла Препростого, обладавшего неизреченной простотой. И примеры этих подвижников так возгрели душу Василия, что он удалился в пустыню и стал проводить жизнь в строгом посте, молитве и непрестанном покаянии. Он до того изнурил свое тело великими подвигами, что стал худ и бледен; он писал в письме к своему другу: «Мое тело стало как паутина, я беспрестанно страдаю от множества болезней, и мне иногда трудно бывает сделать несколько шагов».

Сам Христос говорит, что для наследия Царствия Божия нужны две вещи: снисхождение к поступкам ближних и вера. Снисходя к грехам других, человек сознает свои грехи и раскаивается в них.

Василий Великий  жалел грешников, приходивших к нему, и принимал с любовью людей, совершивших тяжкие грехи. Так, он однажды приводит в церковь юношу, который продал душу диаволу и своей кровью подписал отречение от Христа. Святитель велит народу поднять руки и молиться, и народ восклицает: «Господи, помилуй». Тогда диавол стал кричать: «Василий, ты меня обижаешь!» А святитель опять велит молиться. Диавол опять закричал: «Ты меня обижаешь, Василий, не я пришел к этому человеку, а он ко мне, я на Страшном суде покажу рукописание, которое он дал за то, чтобы обладать девицей, которой отдал сердце свое». Но Василий продолжал молиться, и народ, рыдая, повторял: «Господи, помилуй». Тогда вдруг по воздуху пронеслась записка, написанная кровью, – и прямо в руки святителя. Он также умолил Господа простить грехи одной вдовы после смерти ее, потому что она при жизни своей постыдилась открыть их духовнику.

Апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва». И святитель Василий, непоколебимо твердый в своих верованиях, был отцом и заступником сирот, печальником вдов и все свое состояние раздавал бедным. И мы должны жить полной божественной жизнью, для чего необходимо нам каяться и иметь веру и добрые дела. Веру нашу мы должны возгревать добрыми делами. Мы все бедны в смысле денег и не можем оказать помощи ближним, но и от небольшой платы, получаемой за труды, мы можем отделять хотя малую часть бедному, можем хоть принять человека, и напоить его горячей водой, и приласкать измученного тяжелой жизнью. Итак, совершая добрые дела и взирая на свою изнемогающую душу, мы будем жить жизнью божественной, жизнью, возносящейся к небесному, окрыленной благодатью Святого Духа, и отойдем к отцам нашим с кораблем, полным драгоценного груза добрых дел, в чем подобны будем купцам не только ищущим, но и нашедшим добрый бисер – Христа, Ему же держава и слава во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov/sochinenija-tom-2-propovedi-stati/#0_37

Наверх