«Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием»

«Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В преддверии великого праздника Рождества Христова Святая Церковь ежегодно напоминает нам евангельскую притчу о званых на вечерю. И не напрасно именно эта притча вспоминается сегодня. Для каждого поколения православных она звучит одновременно и как приглашение на празднование, и как предостережение не пройти бы и нам мимо зова Господня. «Много званых, но мало избранных» – горечью исполнены последние слова этой притчи Господней. Праздник близится, и мы – те самые друзья, ради которых «воссия миру Свет разума», но что случилось, почему земные дела не дают многим званым по достоинству прочувствовать грядущий праздник и стать полновластными участниками этого необыкновенного, единственного в своем роде события, пира веры.

Некий человек устроил «великую вечерю» – трапезу и послал созвать своих друзей к всеобщей радости. Но друзья, почтенные приглашением, забыв о долге дружбы, как бы сговорившись, начали отказываться. Три раза он посылал слуг своих объявить приглашенным, что трапеза готова. Но званые не задумываясь отказываются, нанося глубокую обиду Господину, они вдруг предпочли свои интересы. Со скорбью о друзьях неверных, Господин послал звать на брачный пир всех, кого только не встретят слуги на улицах, и на дорогах, и на всех распутьях жизни. И наполнился дом возлежащими: нищими, увечными, хромыми, слепыми. И не было лицеприятия у Хозяина пира, и по слову Его «последние стали первыми и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».

Кто же этот щедрый Хозяин, кто слуга, кто званые и что за вечеря эта?

Хозяин вечери – это Господь Бог, Творец и Промыслитель мира, Источник и Податель всякого добра и жизни (Иак. 1, 17).

Вечеря – это те духовные блага, которые дарованы нам Христом Богом для жизни и благочестия (2 Петр. 1, 3), по выражению св. Иринея Леонского, хранимые в Церкви Православной, как в некоей сокровищнице. Обильна и богата трапеза церковная: здесь и Божественное истинное учение, и истолкование его богомудрыми светилами Церкви. В ней и величественное и умилительное православное богослужение с его глубоким содержанием, благолепными обрядами, сладостными церковными песнопениями. В Церкви Божией и все благодатные таинства, нужные нашей душе для духовного нашего роста, как воздух для тела (Мф. 5, 48).

А слуги, приглашающие на вечерю, это православные пастыри и проповедники, зовущие всех на трапезу церковную согласно пророческому речению о стражах Божьего Дома: «На стенах твоих, Иерусалиме, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе, не умолкайте».

Но что за причина, что не откликнулись на зов Господень званые на вечерю? Первый сказал: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня… Тут, разумеется, не только землевладельцы, которые ради своей земли отказываются от духовной трапезы. Здесь имеются в виду все те, кто прильнул к земным делам, сделал их для себя главной заботой и единственной думой, кто совершенно забыл о небе и духовной жизни. Это все те, кто свою душу без остатка отдал на устройство земных дел. Все те, кто с головой ушли в свои земные занятия и не видят света Божьего. Они лихорадочно работают, у них масса неотложной земной работы, о душе – вещи бессмертной, им думать некогда. Необъятный Божий мир, в котором нам предстоит жить вечно, забыт. А ведь с ним надо знакомиться уже на земле, и ради него тоже необходимо работать. Но их жизнь деятельна и полна. А духовные запросы представляются вредным предрассудком. И богатая духовная трапеза Господня не нужна этим людям.

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу, извини меня. Это все те, кто поставил злато идолом своей жизни, кто все свои силы направляет к приобретению богатства. Он богат, но ему все мало, он хочет еще и еще. И этому «еще» нет предела. Таково богатство того, кто не в Бога богатеет. Он не спит ночей, он трудится – и все для приобретений земных. Ничего и никого он не видит, кроме собираемых сокровищ. Выгода для него становится мерилом жизни. И глух он к запросам души. Ему непонятны и странны речи о духовном мире: о душе, Боге, загробной жизни. Они могут помешать ему заниматься делами, которые он признает единственно нужными и полезными. И вечеря святая для него не нужна.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. Это все те, кто видит цель жизни в чувственных наслаждениях. Под знаком веселья проходит жизнь этих несчастных счастливцев, и не хотят они слышать трезвого голоса жизни, зовущего их к другим неведомым им радостям, к жизни воздержанной, в трудах, к жизни по зову Божию. Это эпикурейцы, которые говорят: «Жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти. Будем наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью, преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни» (Премуд. Солом. 2, 5–9).

Но что же, не напрасно ли Господь приготовил трапезу спасительную? И не осталась ли она пустой? Нет, други наши, дом за двадцать столетий наполнился возлежащими, обильная и богатая вечеря собрала гостей. Кто же они? Это все те, кто Божиим вразумлением, да и собственным разумением постиг призрачность и ничтожность земных интересов, богатства и чувственных наслаждений, кто устремил свою душу к благам духовным и в них обрел покой душе своей. Что же, может быть, они ошиблись? Может быть, отплыв от одного берега и приплыв к другому краю, они и не получают утешения?

Нет и нет! Сколько поколений святых свидетельствуют о дарованных им от Господа истинных радостях. Святой пророк псалмопевец Давид свидетельствует: «Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взоры к Нему, то просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал – и Господь услышал и спас его от всех бед. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудности у боящихся Его!» (Псал. 33, 5–1)

Трапеза обильная и святая – Церковь наша Православная. В ней блага праведные и вечные. Да не лишит никого из нас Господь сих духовных благ и да вразумит и просветит светом разума Своего всех несчастных, заблудших и скитающихся вне ограды Церкви Православной!

Званые – это мы, нас Господь в течение всей нашей жизни зовет на пир веры, ибо за каждого из нас пролита пречистая и спасительная Кровь Сына Божия. Для нас открыты объятия Отца Небесного, и к нам обращен призыв Христа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мр. 11, 28).

Господь нас зовет. Но обращаем ли мы внимание на этот зов Божией любви? Быть может, кто-либо в недоумении спросит сейчас: «Когда же Господь звал меня, чем напоминал о Себе?» Други наши, все обстоятельства нашей жизни есть не что иное, как Божие посещение нас. Промысл Божий действует во всем мире и в жизни каждого человека. Попущением Божиим находят на нас разные прискорбности, болезни, укоры совести, семейные раздоры, и всем этим Господь напоминает нам о Себе. Мы же, имея разум, не вразумляемся и, имея уши, не слышим Отеческого призыва.

Господь зовет нас, пожилых людей, сединой нашей головы, дряхлостью нашего тела, близостью смерти. Но все мы предпочитаем цепляться за земные и временные интересы и привязанности, упрямо не идем, не откликаемся на зов Божий и отвращаемся от всего небесного и вечного. Мы боимся встречи с Господом, которая неизбежна по переходе в мир иной по смерти. Сама смерть и есть начало новой жизни, где встреча нашей души с Богом лицом к лицу неминуема. Казалось бы, раз встреча с Господом неизбежна, неотвратима, то не надо ли подготовиться к ней заранее, сейчас, когда мы еще живы, когда можем осознать свою жизнь, свое отношение к Богу, к людям при содействии благодатной помощи Божией.

Вот и сейчас приближающийся праздник Рождества Христова не напоминает ли нам о пришествии в мир Господа, не зовет ли к встрече с Богомладенцем, когда наши сердца должны стать теми священными яслями, с которых Он начнет Свой земной путь, освещая и нашу жизнь светом Божией благодати. Окажемся ли мы готовы для встречи в своем сердце с Господом в день Рождества Христова? Готовы ли будем к возрождению духа, чего требует от нас смысл праздника? Не окажемся ли мы только зваными, но не избранными на «вечери» этого великого праздника? Как подготовиться к этой встрече?

Есть у нас верное средство к этому: это Святые Таинства – покаяние и причащение.

Все мы знаем, что в течение даже одного дня мы многое можем сделать для своего исправления: и усердно помолиться, и примириться с близкими, и воздержаться от осуждения, гнева, раздражения, злобы, вражды, и проникнуться страхом Божиим и страхом греха. Если мы осознанно и с вниманием проведем целую неделю, то тем самым еще с большей ответственностью подготовимся к исповеди и причащению. Эта подготовка начинается с воздержания в пище, в слове, деле, с примирения с теми, с кем враждовал. Такое поведение называется говением, которое заканчивается в храме исповедью. Будем же готовить себя, дорогие мои, для достойной встречи с Господом в таинстве исповеди, каясь перед Ним и ожидая встречи с Ним в таинстве Святого Причащения. Тесно соединяясь с Господом, мы тем самым оказываемся избранными на великую «вечерю» праздника Рождества Христова.

Господи, не лиши нас радостной встречи с Тобой в великие дни наступающего праздника Твоего.

Господи, помоги нам достойно встретить его.

Аминь.

Наверх