Беседа на Рождество Христово святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 8 января

Беседа на Рождество Христово святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 8 января

Рождество Христово, как Рождество Божества, да почитается молчанием. Посему не будем исследовать этого нашими мыслями, – не станем излишне любопытствовать о том, образ чего не может быть представлен, где не было зрителя. Что может представить ум, и как послужит мыслям язык? Нет Отца, и родился Сын. Не говори: «когда?», но обходи молчанием такой вопрос. Не спрашивай: «как?», потому что невозможен ответ. На вопрос: «когда» можно сказать разве только: «во времени»; а на вопрос: «как» – ответить: «родился для телесных людей плотским образом». Могу сказать от Писания: «как озарение от славы и как образ от первообразного»; тем не менее да не будет у тебя излишнего стремления размышлять об этих словах: я исповедую недоступность для мысли и невыразимость для человеческого слова образа Божественного рождества... Не восхищай добра злодейством неискусной мысли, здешними образами разрушая истину и затемняя учение о Боге. Я сказал: «Он родился», чтобы показать начало и цель этого, а не с тем, чтобы исследовать довременное происхождение Единородного. Но ты напрасно не исследуй Сына. Оставим речь о присносущем и неизреченном Рождестве, потому что ум не в силах постигнуть непостижимое естество: естество Слова, как ни важно для разума понять это, не может быть ни с чем сравниваемо. Бог – на земле, Бог – среди людей, Бог – во плоти: не по временам только Он действует, как во пророках, но соединил Себя с человечеством и сродною нам плотию возвел к Себе человечество. Спросишь: каким образом Божество – во плоти? – Огонь не поглощается железом, но пребывает вместе и дает ему свою силу, железо не уменьшается от растопления, огонь наполняет собою все, соприкасающееся ему. Так и Бог Слово не вышел из Себя, хотя и

вселился в нас

– не претерпел превращения, хотя

Слово плоть бысть

(Ин.1:14); и небо не стало пусто без Содержащего, хотя земля приняла в свои недра Небесного. Не думай о ниспадении Божества (так как Оно не переходит с места на место, как тела); не воображай, что Божество изменилось, преложившись в плоть, ибо бессмертное непревращаемо. Как, скажешь, Бог Слово не исполнился телесной немощи? Ответствуем. Железо темно и холодно, но, быв разжжено, оно принимает огненный вид; однако огонь светится, а не темнеет, – и пламя распаляется, а не охлаждается. Так и человеческая плоть Господа: она причастилась Божества, но не передала ему своих немощей. О бесстрастном ты думаешь по человеческой немощи и недоумеваешь, как можно, чтобы тленное естество, причастившись Божества, прияло нетление; но научись таинству. Бог – во плоти для того, чтобы убить гнездящуюся в нас смерть: причастивши Себя плоти, Он как бы целебным питием удовлетворяет тленных. И как пребывающая в храмине темнота прогоняется с наступлением света, так Владычествующая над человеческим естеством смерть стала безвестна с пришествием Божества. И как лед в воде, пока стоит ночь и тень, сохраняет свой вид, – когда же воссияет солнце, тает от лучей его, так до пришествия Христова царствовала смерть.

Но явися благодать Божия спасительная

(Тит.2:11),

воссияло солнце правды

(Мал.4:2), и

пожерта бысть смерть победою

(1Кор.15:54). не стерпевши истинного живота. О, глубина благости и Человеколюбия Божия! Премножеством Человеколюбия Ты избавляешь всех от рабства. Бог – среди людей, да взыщут люди Слово. Что же творишь ему ты, человече? Бога, снисходящего к тебе и приявшего плоть, не приемлешь; но отыскиваешь причину того, как ты соделался родственным Богу. Уразумей, что Бог – во плоти для того, чтобы плоть, бывшую под проклятием, освятить, изнемогающую – укрепить, отчуждившуюся от Бога – приблизить к Нему, лишенную рая – вознести на небо. И кто виновники этого таинства? Тело Девы, Которая родила, Дух Святый и осеняющая сила Вышнего. Но самое лучшее, послушай Евангельское слово.

Обрученей бо бывши, сказано, Матери его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от духа Свята(Мф.1:18). Она была Дева и обручена мужу, была признана и достойною послужить тайне, дабы и девство было почтено и брак не был унижен. Девство было избрано, как целесообразное средство к освящению, обручением же были положены брачные начала, а вместе с тем чрез это Иосиф стал ближайшим свидетелем Марииной чистоты. Наступило надлежащее, древле предуставленное и предреченное от сложения мира, время вочеловечения Господа, и Духу Святому и силе Вышнего подобало составить сию Богоносную плоть. И Поелику в роде человеческом не было чистоты, по достоинству равной Марииной, дабы приять действие духа, то обручением была предызбрана эта блаженная Дева, Дева, нисколько не повредившая Себя обручением. Обручение Иосифу было умышлено и для того, чтобы сокрыть тайну от князя века сего, который древле назирал за девством, Поелику слышал слова Пророка:

Се Дева во чреве приимет и родит Сына

(Ис.7:14); но был прельщен лукавый обручением, ибо знал об имеющем быть разрушении своего господства плотским явлением Господа.

Прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята

(Мф.1:18). Иосиф обрел то и другое – и зачатие, и вину сего от духа Святого. Убоявшись именоваться мужем такой жены, он

восхоте тай пустити, не осмелившись разглашать о случившемся с Ней; но как праведник он получил объяснение таинства.

Сия же ему помыслившу, се

ангел Господень во сне явися ему, глаголя: «Не убойся прияти Мариам жены твоея

(Мф.1:19, 20); и совсем не помышляй об этом, дабы не согрешить неуместными мыслями». Иосиф назван праведным, но не дело праведного прикрывать молчанием беззакония.

Не убойся прияти Мариам жены твоея; этим показано, чтобы он не гнушался Ее, а боялся, как исполненной духа Святого, ибо рожденное от Нее есть от духа Святаго. Отсюда понятно, что плоть Господа составлена была не по общему естеству плоти, хотя и зачата была она совершенно плотски; нельзя представлять, что она создавалась по частям. Не сказано также, что она создана, но:

рождшееся: из святыни была составлена плоть, достойная соединиться с Божеством Единородного.

Родит же Сына, и наречеши имя ему Иисус

(Мф.1:21). Наречение имени обыкновенно предуказывало на последующую судьбу, как, например, имена Авраама, Исаака и Израиля: наименование каждого из них указывало не столько на телесное естество, сколько на свойство добродетелей их, имеющих совершиться. Так и теперь: называется Иисус, что значит «Спаситель людей». И вот, ныне сбывается прежде век установленное и древле предвозвещенное пророками таинство.

Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог

(Мф.1:23). Уже в древности такое наименование открывало собою все таинство, так как говорится, что Бог – в людях:

Еммануил, с нами Бог.

И никто пусть не соблазняется иудейскими мудрованиями, ибо у Пророка сказано:

И приложи Господь глаголати ко Ахазу, рекий: проси себе знамения во глубину или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искушу Господа,

и немного далее говорится:

сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет

(Ис.7:10–14). Поелику Ахаз не просил знамения ни в глубину, ни в высоту, дабы научиться, что

сшедый в дольнейшия страны земли, Той есть и возшедый превыше всех небес

(Еф.4:9, 10), то Сам Господь дает знамение, знамение преславное и чудесное: Она – жена, дева и мать; и в святыне девства пребывает, и благословение чадородия наследует. Хотя некоторые вместо «дева» читают: «юная», однако это нисколько не повреждает смысла слова: в Писании обычно и весьма часто вместо «дева» поставляется: «юная», так, например, во Второзаконии (Втор.22:28, 29), где говорится о деве, подвергшейся насилию.

Востав же и прият Иосиф жену свою (Мф.1:24). И жил в любви, в мире и всяком попечении о Ней, имея жену, но чуждаясь брачного сожития, ибо сказано:

Не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего первенца.

Это дает повод некоторым размышлять, будто бы, в чистоте послуживши Рождеству Господа, совершившемуся Духом Святым, Мария не отвергла законного брачного жития. Да не будет сего: ничего такого не заподозрит тот, кто верно разумеет Писание. Выражение

дондеже

во многих местах не обозначает оставление лишь на некоторое время, а показывает беспредельное, подобно тому, как слова Господа:

Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века

(Мф.28:20; ср. Пс.71:7). Неужели после века сего Господь не хотел быть со святыми Своими? Обещание настоящего не есть отрицание будущего; также должно понимать и здесь:

дондеже.

Если же сказано:

первенца, то нужно считать не как первенца в отношении к имеющим еще родиться: первородным называется первый, разверзающий ложесна. Что Мария всегда оставалась Девой, это подтверждается и повествованием о Захарии. Существует дошедшее до нас, по преданию, сказание, что Захария, встретивший по рождении Господа Марию, был убит иудеями посреди церкви и жертвенника, как обвиненный людьми, которым указал на преславное и многовоспетое знамение – Деву, родившую и не растлившую девства.

Иисусу же рождшуся в Вифлееме иудейстем, во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся Царь иудейский?

(Мф.2:1). По своему происхождению волхвы были персы: упражняясь в наблюдении воздушных явлений, они научились гаданию, чародействам. Причастником этого волхвования, кажется, был и Валаам (призванный Валаком для проклятия Израиля), который в четвертой своей притче говорит следующее о Господе:

Покажу ему, и не ныне: ублажаю и не приближается. Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля

(Чис.24:17). Вспомнив это место Иудейского древнего пророчества, волхвы пришли узнать, где есть

рождейся Царь Иудейский, и, обретши Отроча, они поклонились ему с дарами. Волхвы, отчужденные Бога и чуждые завета народного, первыми сподобились поклониться, ибо свидетельство врагов – самое достоверное (если бы первыми поклонились иудеи, то они пренебрегли бы признать свое родство с Ним; ныне же, вменяемые в ничто, они поклонились Богу). Прилежно изучая небесные движения, волхвы не напрасно увидели на небе преславное видение – звезду новую и необычайную, воссиявшую при рождении Господа. И никто пусть не смешивает того звездного сочетания с восходящей звездой: она двинулась с востока к Вифлеему и стала вверху, где находился Отрок. Поэтому и волхвы, следуя указанию звезды, подвигнулись с востока и, пришедши в Иерусалим, своим прибытием смутили весь город и навели страх на царя иудейского; обретши же того, Кого искали, они почтили его дарами – златом, ливаном и смирной. Может быть, и здесь они также последовали пророчеству Валаама, который сказал о Христе:

Возлег, почи, яко лев и яко скимен: кто возбудит его? благословящии тя благословени: и проклинающии тя прокляти

(Чис.24:9). Поелику лев обозначает царскую силу, возлежание – страх, а сила благословения – Божество, то, последуя пророчеству Валаамову, они принесли: как царю – злато, как имеющему умереть – смирну и как Богу – ливан. Явившаяся же на востоке и побудившая волхвов на соискание Родившегося звезда снова стала не видна, пока вторично не явилась им, недоумевающим, в Иудее:

Пришедши же, ста вверху, идеже бе Отроча

(Мф.2:9). И волхвы, увидев, возрадовались радостию весьма великою. Восприимем и мы сию радость в сердца наши, ибо эту радость благовествуют пастырям ангелы (Лк.2:10). С волхвами поклонимся, с пастырями прославим, с ангелами сликовствуем, ибо родился Спаситель наш, Который есть Иисус Христос.

Бог Господь, и явися нам

(Пс.117:27) не в зраке Бога, дабы не устрашить немощное, но в зраке раба, дабы освободить порабощенных. Кто столь жесток душою, кто столь неблагодарен, чтобы не радоваться и веселиться в настоящий, общий для всех тварей праздник?.. В сей день ангелы приносят Захарии и Марии премирные вести и составляют ангельский лик, глаголющий:

Слава в вышних Богу, и на земли Мир, в человецех благоволение.

Провозвестим и мы глас радования, воспразднуем спасение мира, день рождения человечества, день разрешения от осуждения Адамова. Не ктому

земля еси, и в землю отъидеши

(Быт.3:19), но, совокупившись с небесным, вознесешься к Небесному; не ктому Ева в печали родит чада (Быт.3:16): ибо блаженна зачавшая Еммануила и сосцами воспитавшая его. Сего ради

Отроча родися и дадеся нам, Его же начальство на раме Его

(Ис.9:6). Вочеловечение же Господа разумей богоприлично. Если и в вещественном естестве будет Пречистое и нескверное Божество, однако (чрез это) страстное очищается, а не То (Божество) наполняется страсти. Видишь ли ты солнце, бывающее и в тени и осиявающее скверны? Однако же оно не воспринимает зловония, напротив, продолжительно пребывая над ним, оно даже иссушает гноение. Чего ты боишься за бесстрастное и нетленное естество? Не восприемлет ли Оно скверны от нас? Он родился для того, чтобы ты очистился родственным тебе; Он распят для того, чтобы ты жил вместе с Ним. О, глубина благости и Человеколюбия Божия! За премногие дары мы не веруем Благодетелю; за великое Человеколюбче Владыки к рабам мы отбегаем. О, неуместное и лукавое злонравие! Волхвы поклоняются, христиане искушают, как это Бог – во плоти, и в какой плоти? Совершенным ли человеком Он был или несовершенным? Да смолкнут излишние вопросы в Церкви Божией, да славится вера, да не испытывается она мудрованием. Присоедини себя к тем, которые с радостию прияли Господа с небес; вспомни умудренных пастырей, пророчествующих священников, веселящихся жен, когда радовалась Мария, посещенная Гавриилом, когда имела во чреве играющего Иоанна Елизавета, когда благовествовала Анна и принимал на руки Симеон, поклоняясь малому Младенцу, великому Богу, и славословя величество его Божества. Ибо Господь явился как свет, озаряющий чрез человеческую плоть Божественною силою тех, которые имеют очищенные очи сердца. С ними да обрящемся и мы, созерцая откровенным лицем Славу Господню и преобразуя себя от славы в славу. Тому слава и держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Киев, 1904, с. 216–223.)



Наверх