Архипастырское послание к духовенству Пермской епархии

Архипастырское послание к духовенству Пермской епархии

О мероприятиях к введению в жизнь закона об устройстве православных приходов

Возлюбленные отцы и братие! Все мы хорошо знаем еще из Книги Деяний Святых Апостолов, что Христова Церковь устроялась в отдельные церковные общины, объединявшие в себе всех верующих во Христа, обещавших руководиться в жизни Евангелием Христовым. И сильна была эта церковная община, спасение верой во Христа поставлявшая единой целью всех своих сочленов. Читайте в книге Деяний хотя бы 3 главу с 42 стиха и 5 главу с 32 стиха. Это и были приходы, как малые церкви в образе единой Святой Вселенской Христовой Церкви, в которой живет и действует Един Христос как Глава Церкви. И дальнейшая история Церкви говорит о том же. Во времена тяжких гонений на веру Христову жизнь Церкви шла своим царским путем в отдельных церковных общинах-приходах, руководимых пастырями, всех объединявших живой верой во Христа, в духе которой строилась и самая земная жизнь христиан, неземную высоту и красоту являвшая и для мира языческого, в конце концов смирившегося перед духовной силой гонимых им, но святых христиан. Сила святого воодушевления всех верой во Христа превозмогала все невзгоды времен гонений на веру. Объединенные в приходы, христиане в своих взаимоотношениях были воистину братья друг другу, чужие прежде.

Эта стройная объединенность всех христиан в приходы-общины, утвердивши святую Церковь и во времена еретических восстаний, перешла и в нашу богоспасаемую Россию, когда от греков при святом Владимире мы приняли Святую Православную Христианскую веру. Вся Русская Земля одновременно с крещением устроилась приходами, объединявшими всех спасаемых верой в Спасителя под отеческим попечением духовных отцов, почему священник и является доселе «батюшкой» для своих духовных чад. И крепла вера в новопросвещенном Русском народе, исчезали языческие верования-суеверия, процветала христианская приходская благотворительность, облагораживались нравы народа, устраивалась вся Земля, как Святая Русь. Около церквей же по приходам старанием духовенства прочно налаживалось и дело народного просвещения, почти всеобщего. В хранящемся в Московском центральном архиве свитке дел показывают до ста и более собственноручных подписей крестьян одного села, между тем в старое время не было таких больших сел, как теперь. А теперь при всеобщем образовании постоянно встречаем подписи «за неграмотных». Эта же устроенность приходами церковными вынесла Россию среди всех тяжких исторических испытаний и приводила ее все к росту и славе. Она же и в годину лихолетия собрала Русь через духовенство, руководившее всей народной жизнью и в церкви, и в приходских избах, и по домам. Да, воистину святая Церковь через приходское устроение была Матерью для нашего богоносного народа, а отцы духовные – «батюшки» были пестунами его благодатью Христовой и поставлением церковным рукою Святителей Божиих.

Но два века тому назад внесен был на Святую Русь тлетворный дух немецкий с презрением ко всему своему родному, как отсталому и мрачному. Постепенно разрушена была и приходская жизнь, сведясь только к принадлежности христиан по месту к тому или иному храму без тесного духовного единения под кровом храма около отцов духовных на одну заботу о вечном спасении. Жизнь народная в разных направлениях начала складываться и строиться совсем в отвлечении от Церкви, от духовных руководителей, от прихода. Получилось постепенно так, что Церковь и приход сами по себе, а вся жизнь сама по себе. Прежде как в делах церковных, так и в делах мирских все судили обо всем, как «православные христиане», как и обращались с призывом на всяких собраниях. А теперь «православные христиане» только в храме, а в жизни – граждане. То, что воодушевляло и оживотворяло всю жизнь Русского народа, – Вера и Церковь – сведено было только на место одной из отраслей или потребностей жизни народа и души человека. И случилось с русской жизнью то, что бывает и с отдельным человеком: как будто и умен, и строен, и прекрасен, и богат этот отдельный человек, а все чувствуют, что души в нем нет, ибо он и умертвил ее в себе, довольствуясь только внешним. В измене этой одушевляющей силе веры и Церкви Христовой – в этом корень всего расстройства нашей народно-государственной жизни, при всей ее могучести и блеске. Не стало души в ней. Она, эта живая вера Церкви Христовой, притаилась в приходских да монастырских церквах, в благочестивцах, ею спасающихся в миру и в обителях.

Но да введет Господь Дух Животен в сухие кости нашей человеческой жизни (Иез. гл. 37)! Святейший Синод ныне призывает все православное российской пастырство приготовиться к предстоящему восстановлению утраченной нами в минувшей истории красоты церковной в приходском устроении жизни христиан. Предстоит нам строить дело великой и первейшей важности. Но, как и все великое, это дело требует величайшей осмотрительности, осторожности и постепенности, чтобы вместо блага не получилось зло. И тем более это требуется, что по сложившимся условиям жизни христианами числятся не только истинные благочестивцы, но и те, кто вовсе и не думают о вечной жизни и душевном спасении. Конечно, жалеть их сильно нужно, что искалечили они свою душу, заглушив в ней учительный глас благодатного помазания от Святого Духа (1Ин. 2, 20–28). Но все же надлежит иметь всякое опаство, чтобы таковые вместо созидания не произвели отметничества и в прочих чадах Церкви, своим отметничеством насильствуя их. В таких соображениях и понуждаюсь указать вам то, что надлежит вам всем сделать, чтобы приготовиться к проведению в жизнь предстоящего восстановления православного прихода и всей церковной жизни в их подлинной и величественной красоте и силе.

Доселе, особенно вызываемый и событиями военного испытания нам, я обычно призывал, предлагал и воодушевлял всех вас, мои соработники на ниве церковной, – воодушевлял своими посланиями, воззваниями, предложениями на пастырское делание в приходах. И многие из вас среди обычных пока неустроенных условий церковноприходской жизни с воодушевлением пастырским сумели воодушевить и своих пасомых на церковное дело. В пределах епархии там и здесь хорошо работают церковноприходские Попечительства, церковноприходские попечительные Советы, приходские Советы, Братства и Общества трезвости, кружки ревнителей, миссионерские кружки, союзы блогочестивых христиан, миссионерские курсы, миссионерские съезды, сестричества, приюты, богадельни, „ясли” для детей и «служение трапезам» (Деян. гл. 6) в виде потребительских обществ, руководимых духовенством... Да всего и не перечесть, что уже есть доброго по приходам епархии как плод пастырского воодушевленного душепопечения. Конечно, это пока еще далеко не то, что составляет жизнь православного прихода. Но этим-то пока и воспользуемся как основанием для дальнейшего.

Посему слагающиеся обстоятельства церковно-народной жизни требуют от нас, чтобы не по доброму только изволению, как архиерейское предложение, начинались и развивались в приходах все вышеуказанные добрые проявления ревности о Деле Христовом. Нет, теперь это есть непременный долг всякого пастыря, требуемый от него самым положением вещей. Посему существующие организации пусть всемерно и воодушевленно развиваются, а не существующие из них пусть непременно всемерно устраиваются. Как дарования Духа Святого различны, а Дух един (1 Кор. гл. 12), так и отправления всех указанных устроений различны, но цель одна и та же: забота о вечном спасении по вере во Христа Иисуса. Во все такие сообщества и содружества объединяются все благомыслящие, благочестивые христиане прихода. Их руководя в принятых ими целях, их воодушевляя на дальнейшее, через них же пастырь Церкви постепенно соберет и прочих около себя. На сих благомыслящих ревнителей опираясь, он через них и на всех может влиять, за всеми следить, как они ходят за Христом. Таким путем и в наших обширных, многолюдных и разбросанных приходах весьма сократится личный труд и самого пастыря, которому одному никак не уследить за всей паствой. Из таких ревнителей найдутся способные и усердные быть руководителями и других в общем деле, строителями и самого дела в его деловых разветвлениях. Такие ревнители, руководимые пастырем и ближе его стоящие к своим соседям, прекрасно выследят всякую опасность для всего словесного стада с той или другой стороны, предупредят о том пастыря, чтобы своевременно были приняты нужные меры. Они же, постепенно собираясь в большинство, создадут доброе главенствующее настроение в приходе, когда не страшны будут никакие волки в овечьей шкуре, никакие «первенстволюбцы», и подобные люди не смутят христиан своими шумными и гордыми речами.

Когда так дело устроится в приходе, тогда постепенно и разные собрания прихожан-ревнителей будут принимать характер приходских. На них можно будет обсуждать уже и дела общеприходские без опасения выступления неразумных и вредных людей, могущих расстроить весь приход. Так постепенно наладится и вся жизнь прихода по добрым направлениям, чтобы вылиться в стройную систему, как стройна жизнь и живого тела, по образу которой должна устрояться жизнь церковная во всяком приходе, где живет и дышит Дух Христов.

Чтобы все намечаемое входило постепенно и в сознание самого народа, духовенство теперь же должно вести беседы о возрождении прихода и о значении правильного, по Духу Христову Евангелия, устройства всех сторон приходской жизни. Такие беседы следует вести прежде всего в готовых уже сообществах всяких благочестивых ревнителей в приходе, которые непременно разнесут слышимое и в приход, чтобы таким путем зародился интерес и внимание и у прочих. Тогда следует беседовать о том и со всеми прихожанами.

Конечно, усложнится это дело в городских и много клирных приходах. Но мной еще ныне осенью было предложено всем причтам городских и многоклирных церквей и теперь снова потребуется: непременно разделить приходы порайонно по церквам, а затем и между священниками, чтобы всякий пастырь знал своих определенных овец и овцы знали бы своего пастыря, чтобы не было ни одного православного христианина, который не был бы знаем определенным приходским пастырем и оставался без пастырского попечения. Неисполнение сего будет строго поставлено в вину не исполнившим. В тех же видах осмысленной и беспрепятственной пастырской работы теперь уже решительно обязываю всех законоучителей, состоящих приходскими священниками: к новому учебному году каждый из них может иметь никак не более двенадцати уроков, а только в случае невозможности выделить уроки другому законоучителю, например в одноштатном реальном училище, разрешается иметь четырнадцать уроков. Если же кто этого не пожелает сделать, то должен будет оставить приход. Ибо несовместима перегруженность законоучительством с плодотворной живой пастырской работой.

В видах той же подготовки восстановления прихода, пастыри церкви должны всячески озаботиться быть действительными и авторитетными руководителями своих пасомых в деле спасения, чтобы не являться для них только требоисправителями по временам, но знать их, как своих духовных чад. И, конечно, следует всемерно озаботиться действительно душеполезным совершением церковного богослужения и проповеди Евангелия.

Таков приблизительный план исполнения того, что требуется от нас, отцы и братие, определением Святейшего Синода от 3–8 февраля сего года за №678, припечатанным в №31 «Приходского Листка». Но у советующихся – мудрость (Притч. 13,10). Посему на наших пастырских собраниях обсуждайте предстоящее важное дело восстановления прихода, советуйтесь о том, как лучше и ближе устроить это дело, делитесь своим опытом, взвешивайте все, что может привести к доброму пастырскому деланию. На таких ваших собраниях советуйтесь и о том, как наилучше исполнить те или иные распоряжения епархиальной или и синодальной власти, как равно и данное мое послание. За 18 месяцев пребывания среди вас я уже много раз обращался к вам и к православным мирянам с разными призывами и предложениями. На пастырских собраниях пересмотрите и их. Равно прошу всех вас поближе ознакомиться с моими «Письмами архиерея к иереям», разосланным по всем церквам. В них мной указано многое, что нужно устроить нам в приходской жизни, посильно и с возможной простотой и наглядностью указано и как все это устроить можно. На собраниях проверяйте то своим опытом, дополняйте и развивайте дальше.

Когда многое выясните на таких пастырских собраниях, а вместе и на приходах устроите многое из намеченного для восстановления прихода, тогда на пастырские собрания приглашайте и церковных старост, а равно и ревнителей из христиан, чтобы через них свои соображения планомерные провести и в сознание народа. Когда это дело наладится, тогда можно будет благоплодно расширить круг собраний, устраивая их для целого уезда или по крайней мере для нескольких округов вместе, чтобы было единство в деле, да можно было бы одним воспользоваться опытным указанием и других.

Все это должно быть начато делом в указанном порядке и направлении теперь же. Благочинные будут следить за правильным ходом таковой работы, принимая меры против застоя ее по приходам. Я же во время путешествий по приходам и городам епархии и поставлю своим долгом на месте видеть сделанное, чтобы можно было давать соответствующие наставления, указания и советы, когда и где это потребуется.

Итак, отцы и братие, за дело живое и святое. Мы поставлены от Пастыреначальника быть солью и светом мира. Да не унизим такого о нас изволения Христова. Но Его всесильной благодатью, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, да явимся на высоте своего призвания и всегда и теперь по велениям переживаемого испытания для нашего дорогого Отечества.

Пермь. 17 февраля 1916 года, день

великомученика Феодора Тирона

Наверх