Акафист преподобному Сергию. О многословии

Акафист преподобному Сергию. О многословии

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140, 3).

Дорогие во Христе братия и сестры!

Среди многих известных нам добродетелей преподобного Сергия списатель его жития указывает на одну его черту, которою он привлекал к себе уважение слушающих, — это его кроткие и умилительные речи и слова. Преподобный Сергий, как повествует житие, имел обычай каждую ночь ходить дозором мимо келлий и легким стуком в окно или дверь напоминал празднословящим, что у монаха есть лучшее занятие для препровождения свободного времени, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, тихой и кроткой речью вызывал в них раскаяние без досады. Благодаря своей кроткой речи преподобный Сергий вызывал из глубины людских сердец добрые чувства и расположения и располагал их к себе. Под благодатным влиянием его слов не устоял суровейший рязанский князь Олег, для умирения которого преподобный Сергий ходил в Рязань: тихие и кроткие слова святого старца смягчили сердце князя, и он примирился с московским князем Димитрием Ивановичем.

Слово — как дар Божий — имеет большое значение в жизни человеческого рода, и поэтому обращаться с ним надо осторожно, для чего сегодня и побеседуем об этом. Наше слово есть отпечаток Божия слова. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий. И наше слово не есть пустой звук, оно есть тоже отпечаток и образ нашего духа. Если бы собрать все наши слова воедино, то мы в них увидели бы свое собственное изображение. Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей Божиих. Слово — это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, все это мы выражаем друг другу через слова. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Если отнять у людей слово, то все приостановится в человеческом роде. Господь, когда захотел наказать горделивый помысл древних людей, намеревавшихся построить башню до небес, прибег к простому средству: смешал языки, и вследствие этого тщеславная попытка их потерпела неудачу. Таковы сила и значение языка. Словом можно убить человека и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. Напротив, словом можно и воскресить человека и сохранить целые города и государства.

К нашему несчастью, мы ничем так часто и так много не грешим, как языком. Язык наш слишком удобоподвижен; уста наши всегда готовы высказать все наши чувства, мысли, желания, прежде нежели это обнаружится через какой-нибудь другой орган. Оттого не умеющие владеть своим языком часто и грешат словами против ближних, против самих себя и против Бога. Поэтому крайняя умеренность и осторожность в словах есть не только высокая христианская добродетель, но и лучшее средство к мирной и счастливой жизни в обществе. Слово наше никогда не пропадает даром, не уносится бесследно, не возвращается назад, но переходит в умы и уста других людей и рождает бесчисленное множество чувствований, мыслей, желаний, деяний, поступков и, разросшись в великое дерево с плодами по роду их, непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием. Наше невоздержное и необдуманное слово может гордого человека привести в раздражение, немощного навести на соблазн, человека болтливого — на пересуды, клевету. У невоздержного в слове при гневе сыплются укоризны, поношения ближних, часто не заслуженные ими; в несчастий — льются из уст его бесконечные жалобы и ропот на всех и на все; в довольстве льются, напротив, в бесчисленном количестве слова самодовольства, самохвальства, превозношения. И сколько раскаяния, иногда очень горького и часто очень позднего, доставляет нам необузданность нашего языка!

Многословие всегда унижает нас в глазах людей: хотя люди иногда и терпят празднословие ради развлечения, но все равно в душе у них остается неуважение к таким лицам. Мы много согрешаем языком своим. Святой апостол Иаков говорит: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. ...язык — небольшой член, но много делает... это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Не может сего быть. Как из одного источника не может истекать сладкая и горькая вода, так и из уст наших не могут исходить благословение и проклятие» (Иак. 3, 2, 3, 8—12). Поэтому воздержание языка есть лучшее средство к избежанию бесчисленных зол в жизни семейной и общественной. Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, — ты предотвратишь ссору, быть может, жестокую и опасную; угасишь вражду, быть может, продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, — и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. «Слово — серебро, а молчание — золото», — гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбления святыни или соблазнения чьей-либо души.

Многословие, пустословие, празднословие — все эти виды невоздержания языка не оставляют без последствий и нашу душу. Душа обычно после празднословия пустеет, а ум мельчает, и человек празднословный бывает не способен ни к какому важному и истинно полезному делу. Как сосуд, в котором хранится благовонное вещество, при частом его открывании теряет крепость и благоухание этого вещества, так и душа теряет все доброе при частом открытии уст. Как сорняки мешают на доброй почве произрастать добрым злакам, так и многословие мешает рождению добрых мыслей, чувствований и слов. Древние мудрецы никогда не принимали человека к себе в ученики, если предварительно не испытают его в продолжительном молчании. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» ,— говорит святой апостол Павел (Еф. 4, 29). Словом своим можешь осудиться, а можешь и оправдаться (см.: Мф. 12, 37). Из истории христианской Церкви я приведу вам примеры пагубных последствий невоздержного злого языка и, напротив, благотворного значения доброго, кроткого слова.

Недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в конце V — первой половине VI века, были две девицы, которые в посте и молитве подвизались ради угождения Богу. Но у них был один недостаток, на который им указывал преподобный Венедикт, — невоздержание языка: они любили пересуживать и укорять других, то есть злоупотребляли даром слова. «Оставьте дурную привычку, иначе я вас отлучу от святого причастия», — говорил им неоднократно святой старец. Но они не исправились и так нераскаянные умерли. Похоронили их, как почетных, в храме. И благочестивые люди потом видели, что, когда за литургией диакон возглашал: «Оглашенные, изыдите», — они вставали из своих гробов и выходили из храма. Донесли об этом преподобному, и он стал за них совершать бескровную жертву, и видение прекратилось.

Другой пример для утешительного назидания показывает, как велика сила слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца: оно смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенных. Во дни святого Льва, папы Римского, на Европу напали гунны — дикий и воинственный народ, под предводительством жестокого Аттилы. На своем пути они все разрушали, сжигали, без сожаления убивали население. Разрушив более пятисот городов Европы, они подошли к Риму, столице Римского государства. Население в страхе и смятении оставило город и оружие, бежало из Рима, не надеясь на свои силы, чтобы сопротивляться. Не устрашился один только святой папа Лев. По просьбе императора он вышел навстречу грозному завоевателю, взяв с собою не воинское оружие, а кроткое, доброе оружие слова. «Аттила, ты победил всю вселенную, — говорил святой Лев, — теперь просим тебя: победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас». Слова его были так убедительны и кротки, что смягчили жестокого варвара, и Аттила сказал святому Льву: «Твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту и несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною. Я признаю себя побежденным». Так кроткое слово сделало более, чем все войско, и Рим был спасен.

Так что, дорогие братия и сестры, доброю ласкою и просьбою всегда можно сделать более, нежели гневом. Если вы видите, что кто-либо замышляет оскорбить вас, то, вместо того чтобы вступить с ним в ссору, поспешите смягчить гнев его ласковым словом. Чтобы наглядно показать, какую силу имеет слово, исполненное христианской любви и кротости, как оно могущественно действует даже на грубых людей, не просвещенных светом христианской веры, приведем здесь еще два примера.

Однажды к подвижнику Иоанну Персянину пришли злодеи с намерением ограбить его и затем убить. Исполненный любви к ним, он принес для них умывальницу и просил дозволения умыть им ноги. запыленные от пути. Злодеи устыдились и, раскаявшись в своем умысле, просили у старца прощения. И другой пример. Преподобный Макарий, идя в Нитрийскую гору со своим учеником, повелел ему идти впереди себя. Ученик, ушедши вперед на некоторое расстояние, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся какое-то дерево. Ученик, увидев его, воскликнул ему: «Куда бежишь, демон?» Жрец, рассердившись, избил инока жестоко, оставил его едва живым. Продолжая свой путь, он поравнялся с преподобным Макарием, который еще издали стал его приветствовать такими словами: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец, удивившись, отвечал: «Что нашел ты во мне доброго, чтобы приветствовать меня?» Старец сказал ему: «Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец на это сказал: «От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты великий служитель Бога. Напротив, тот, другой, не знаю, какой инок; повстречавшись со мною, он обругал меня, за что я и прибил его». С этими словами он пал к ногам преподобного Макария и сказал: «Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом». Они пошли вместе и, дойдя до того места, где лежал избитый инок, взяли его на руки и понесли в церковь. Братия Нитрийской горы, увидев преподобного Макария, идущего со жрецом, весьма удивилась. По истечении некоторого времени жрец принял христианство, а затем и постригся в монашество. Многие из идолопоклонников, видя пример обращения своего жреца, и сами оставили идолопоклонство и приняли христианскую веру. По этому случаю преподобный Макарий сказал: «Слово гордое и злое и добрых людей направляет ко злу, а слово смиренное и благое и злых людей обращает к добру».

Дорогие братия и сестры! Много мы согрешаем словом, постараемся же проверять себя в своих словах, особенно когда отходим ко сну. Не будем забывать, что слово есть дар Божий, который мы должны употреблять осторожно, на пользу и назидание ближних, для своего нравственного усовершенствования и назидания, и для славословия Бога. Для срамных дел и мыслей убоимся расточать дар Божий, памятуя, что сказал Спаситель, что даже за всякое слово праздное [только праздное!], еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес бо своих оправдишися и о т словес своих осудишися (Мф. 12, 36-37).

Особенно надо молиться Богу, чтобы Он избавил нас от этого растлевающего духа празднословия. Церковь и делает это всегда во дни Великого поста, молясь молитвою преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух празднословия не даждь ми».

Помолимся Господу: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих, яко Ты благословен еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх